1. А.Н. Островский «Гроза»
Как известно, А.Н. Островского называют Колумбом Замоскворечья, потому что он «открыл» в своих произведениях простой быт, мещанскую жизнь Замоскворечья – территория Москвы за рекой, где в 19 веке достаточно обособленно жили купеческие семьи; об их повседневной жизни было мало что известно, пока в литературу «не пришел» драматург А.Н. Островский.
Дикой. Савел Прокофьевич Дикóй – зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Дикой – сварливый и скандальный человек. Ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми, обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой – жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.
Цитаты: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак».
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - богатая купчиха, вдова, она лицемерная и хладнокровная. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и "читать морали" своим детям.
Цитаты: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо». «Вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет»
2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
Критика
«В отличие от Островского, он интересовался не столько бытовым укладом жизни «торгового сословия», сколько его социальной биографией. Купцы наживают огромные капиталы на казенных подрядах, подкупая «шимпанским» соответствующих чиновников – «с казною дело иметь выгоднее всего; она, можно сказать, всем нам кормилица». От этого «союза» купца-грабителя с чиновником-мздоимцем достается и народу: «С начальством для нас выгодней, потому что хошь и есть там расход, да зато они народ уж больно дешево продают. Дашь писарю сто рублев, так он хошь всю волость за тобою закрепит». Вообще в изображении Щедрина купечество – и без того «темная сила», по определению, – вступая в союз с чиновником, начинает внушать ужас – ведь речь идет о неприкрытом разграблении страны. В понимании писателя, капиталистическое развитие России было необратимой исторической закономерностью, но воспринималось им отрицательно, преимущественно со стороны его разрушительных сил в сфере общественных идеалов и морали. «Идет чумазый! – почти с отчаянием восклицал Щедрин. – Идет и на вопрос: что есть истина? Твердо и неукоснительно ответит: распивочно и на вынос!..» В этих словах слышится презрение, которое испытывала творческая интеллигенция к купечеству». (Харсеева Наталия Вячеславовна «Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ – начала ХХ»)
3. П.И. Мельников-Печерский «В лесах» и «На горах»
Центральный образ романа — Потап Максимыч Чапурин - был задуман писателем как хранитель патриархальных начал, защитник старины в быту, религии и морали. Отчасти этим и объясняется выбор сословия для героя – он купец.
Критика
«Характер Чапурина обусловлен его положением богача, владельца капитала, дающего ему огромную силу над бедняками. Воля и даже прихоть «хозяина» превращаются в закон, которому вынуждены покориться и члены его семьи, и рабочие, которые трудятся в его мастерских, токарнях, мельницах, и крестьяне, сбывающие ему свои изделия, и монахини в скиту, и чиновники, которых он подкупает. «Исправник и становой... никогда не объезжали Осиповки, зная, что у Чапурина всегда готово хорошее угощение». Даже сестра Чапурина — властная игуменья Манефа — боится его, памятуя не столько гневные его окрики и тяжелую руку, сколько мошну, от которой зависят «достатки» ее скита и спокойное житье старообрядческого духовенства. «Сила» Чапурина — сила его денег». (Алексеева «Патриархальный мир русского старообрядчества в изображении П.И. Мельникова-Печерского»)
4. Максим Горький «Фома Гордеев»
Прочитайте отрывки из романа Максима Горького. Проанализируйте их, найдите черты сходства и различия в изображении русского купечества у Островского и Горького
Ему «сорок лет от роду Игнат Гордеев сам был собственником трех пароходов и десятка барж. На Волге его уважали как богача и умного человека, но дали ему прозвище -- Шалый, ибо жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования. Было как бы трое Гордеевых -- в теле Игната жили три души. (…) В периоды увлечения работой он к людям относился сурово и безжалостно, он и себе покоя не давал, ловя рубли. И вдруг -- обыкновенно это случалось весной, когда всё на земле становится так обаятельно красиво и чем-то укоризненно ласковым веет на душу с ясного неба, -- Игнат Гордеев как бы чувствовал, что он не хозяин своего дела, а низкий раб его. Он задумывался и, пытливо поглядывая вокруг себя из-под густых, нахмуренных бровей, целыми днями ходил угрюмый и злой, точно спрашивая молча о чем-то и боясь спросить вслух. Тогда в нем просыпалась другая душа -- буйная и похотливая душа раздраженного голодом зверя. Дерзкий со всеми и циничный, он лил, развратничал и спаивал других, он приходил в исступление, и в нем точно вулкан грязи вскипал. Казалось, он бешено рвет те цепи, которые сам на себя сковал и носит, рвет их и бессилен разорвать (…) Во дни покаяния он пил только воду и ел ржаной хлеб. Жена утром ставила к двери его комнаты большой графин воды, фунта полтора хлеба и соль. Он отворял дверь, брал эту трапезу и снова запирался. Его не беспокоили в это время, даже избегали попадаться на глаза ему... Через несколько дней он снова являлся на бирже, шутил, смеялся, принимал подряды на поставку хлеба, зоркий, как опытный хищник. (…) Целые дни Фома проводил на капитанском мостике рядом с отцом. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок. Команда парохода любила его, и он любил этих славных ребят, коричневых от солнца и ветра, весело шутивших с ним. Они мастерили ему рыболовные снасти, делали лодки из древесной коры, возились с ним, катали его по реке во время стоянок, когда Игнат уходил в город по делам. Мальчик часто слышал, как поругивали его отца, но не обращал на это внимания и никогда не передавал отцу того, что слышал о нем. Но однажды, в Астрахани, когда пароход грузился топливом, Фома услыхал голос Петровича, машиниста:
-- Приказал валить столько дров, -- тьфу, несообразный человек! Загрузит пароход по самую палубу, а потом орет -- машину, говорит, портишь часто... масло, говорит, зря льешь...
Голос седого и сурового лоцмана отвечал:
-- А всё жадность его непомерная -- дешевле здесь топливо, вот он и старается... Жаден, дьявол!
-- Жаден...
Повторенное несколько раз кряду слово запало в память Фомы, и вечером, ужиная с отцом, он вдруг спросил его:
-- Тятя!
-- Ась?
-- Ты жадный?
На вопросы отца он передал ему разговор лоцмана с машинистом. Лицо Игната омрачилось, и глаза гневно сверкнули.
-- Вот оно что!.. -- проговорил он, тряхнув головой. -- Ну, ты не тово, -- не слушай их. Они тебе не компания, -- ты около них поменьше вертись. Ты им хозяин, они -- твои слуги, так и знай. Захочем мы с тобой, и всех их до одного на берег швырнем, -- они дешево стоят, и их везде как собак нерезаных. Понял? Они про меня много могут худого сказать, -- это потому они скажут, что я им полный господин. Тут всё дело в том завязло, что я удачливый и богатый, а богатому все завидуют. Счастливый человек -- всем людям враг...
Дня через два на пароход явились новые и лоцман и машинист.
-- А где Яков? -- спросил мальчик.
-- Рассчитал я его... прогнал!
-- За то?
-- За то самое...
-- И Петровича?
-- И его.
Фоме понравилось то, что отец его может так скоро переменять людей на пароходе».
Критика.
«Фома Гордеев» – одна из первых крупных вещей Горького, появившаяся в конце XIX века. «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи…» И дальше: «Фома – не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни», – пишет автор. Нетипичен он потому, что борется со своей средой, протестует против ее образа жизни, обличает купцов за их пороки и преступленья. «Не жизнь вы сделали, а тюрьму; не порядок вы устроили – цепи на человека выковали... Душегубы вы», – восклицает он». Истинными героями повести все же являются старшие представители купечества – хищники, самодуры и преступники. Всех их объединяет стремление к наживе, нежелание останавливаться перед чем бы то ни было, даже перед преступлением, для достижения своих целей. «Вот Луп Резников – он начал карьеру содержателем публичного дома и разбогател как-то сразу. Говорят, он задушил одного из своих гостей, богатого сибиряка… Зубов в молодости занимался скупкой крестьянской пряжи. Дважды банкротился… Кононов судился за поджог…» (Харсеева Наталия Вячеславовна «Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ – начала ХХ»)