Приключения начались уже в самом начале нашего пути. Не помня себя, мог видеть я лишь как надо мной прямо из скалы плывет корабль. Это длилось бесконечно и было фантастически реально! Разрывая гранит, корабль шёл сквозь дождливую непогоду. Потом выяснилось, что это Вася остановил машину, когда понял, что этот памятник меня не отпускает. Я же ничего не замечал, лишь издали до меня доносились строки:
Я сойду где-то в гавани дальней,
Здесь когда-то отец воевал.
Награжден он за город медалью,
Лиинахамари, тебя русский моряк штурмовал.
В честь той победы на скалах,
Есть памятник «Нос корабля»…
В этот момент я повернулся к своему спутнику. Очевидно, что глаза мои были полны удивления.
- Что? Шок-контент? – подмигнул мне друг. Стихи, кстати, Петра Михайловича Кукушина. Понравились?
- Как? – только и мог я выдохнуть. – Как это возможно?
- Так увековечили подвиг моряков охраны водного района. Это носовая часть тральщика. Памятник установили по случаю тридцатилетия взятия советскими морскими пехотинцами порта Лиинахамари.
…Но, дорогие читатели, давайте по порядку. Ведь я выехал из Никеля не случайно.
Люблю! Люблю я эту пору во «Второй школе», когда всё здание наполнено знаниями и желанием эти знания получить. Каждый кабинет – встреча, деловая игра, обучение. А я что? Я решил посмотреть в окно. Осень окрасила деревья в яркие краски. Всё, проскакали, время – сентябрь!
- Душа труда просит! – поделился я своими мыслями с Андреем Владимировичем Фоменко, когда случайно встретил его в коридоре Центра.
- Тебя спасёт каменный цветок! – хитро улыбнулся директор и зашёл в свой кабинет.
Я не понял, что имелось в виду, но, по счастью, мимо проходила Эмма Сударкина из Туристско-информационного центра «Северный».
- Правильно! – заметила Эмма. – Девичья заводь! Я давно уже о ней думаю. Пора развивать туризм! Миленький, Северус, поезжай, разведай! Только пропуск не забудь заказать. Там с этим строго!
- Точно-точно! – взял менял под локоть Александр Хромых. Это же музей под открытым небом! Да что там, музеище! Что ни шаг – артефакт. Сколько арт-объектов можно сотворить на эту тему!
«Да вы что, сговорились?» – подумал я про себя, но отступать – не моё! Пропуск уже в моём рюкзаке. Василий, мой добрый друг, довезёт. Ну, в путь!
Признаюсь, что памятника в виде носа корабля я не ожидал. Увидев неподдельный интерес, Василий сказал, что составит мне компанию для совместной прогулки по Лиинахамари, тем более историю этого места он знает хорошо!
Благополучно миновав пропускной пункт, Василий начал свой исторический рассказ. Начал он с Петра Великого, который установил здесь пропускной пункт, перешел к русско-финской, а затем Великой Отечественной войне: «Противника повергла в шок стремительная высадка пехотинцев на причал Лиинахамари. 13 октября 1944 года порт и окружающие его высоты были освобождены!» Голос гида звучал патетически. А я слушал его и одновременно нет: мои мысли занимала невероятная природа вокругю Такая тихая, осенняя, при этом она хранила в себе часть истории защиты нашей Родины, без героических страниц которой, может, не было бы…
- Северус, ты меня слушаешь? – окликнул меня Вася.
- Да, конечно! – отозвался я, отбросив тягость мыслей о войне.
- Так вот, после победы порт и город вернулись в состав Мурманской области. Теперь здесь немало памятников подвигам советских воинов. На мысе Крестовом стоит памятник советским десантникам. Двое усталых мужчин после тяжелого победного боя склонили голову на грудь, вспоминая своих товарищей. Их лица полны усталости, скорби, мужества и воли биться до конца. До сих пор не могу понять, как скульптору удалось все это изобразить! Кстати, это объект регионального значения. А вот памятник советским подводникам!
Я посмотрел в ту сторону, куда мне указал Василий. Это оказалась высеченная из камня рубка подводной лодки. Холм, который служит подножием памятника, был опорным пунктом немецкой обороны порта. Вот это история!!!!
Василий начал напевать красивую песню, а я заслушался:
Тянется долго
Ночь в Заполярье
Где то граница недалека.
Лиинахамари, лиинахамари,
Адрес короткий у моряка.
Тут я услышал в голосе Василия, бодро вещавшего об истории Лиинахамари, какое-то смятение:
- Ты же знаешь, Северус, я не могу шутить на подобные темы, не люблю я и ложь. Но тут такое дело. Есть одна легенда. Мы как раз подошли к одному из загадочных мест. Смотри!
Я не увидел ничего удивительного, подумаешь, озеро с темной гладью воды. И удивленно взглянул на друга.
- Вот же! – Василий нетерпеливо указал мне на середину водоема, где под водной гладью виднелись каменные круги!
– Ого! Что это? – насторожился я.
- Это знаменитые таинственные бетонные кольца – остатки финских и немецких укреплений! Говорят, под ними целая система с хранилищами и казармами. Говорят, что эти сооружения построены для огромных артиллеристских береговых батарей крупного калибра, на них планировалось установить корабельные орудия для обстрела наших войск. Ох, что могло бы произойти, если бы не «Десятый Сталинский удар»! Впрочем, давай спустимся под сопку.
Оказалось, что в сопке есть пещера, но туда мы не рискнули пройти, мало ли, знаете, снаряд какой всё ещё готов к бою.
- Говорят, эта пещера ведёт к таинственным кольцам, но насквозь её не пройти, взорвана! – продолжал таинственным голосом мой неугомонный гид.
- Говорят! Говорят! Может, там НЛО! – не выдержал я.
- Да-да! Говорят, что были летающие тарелки! Знаешь, сколько здесь залежей кварца! А это топливо! – вещал секретную информацию мой друг.
Ну что я мог поделать с Василием, если «говорят»!
Наша прогулка завершилась на берегу у самой кромки воды.
- Баренцево море! – мысленно обратился я к природе. Сколько невысказанной красоты таят в себе эти просторы, что ты так заботливо омываешь! Как описать мне любовь к тебе, свой восторг! Нет, это надо видеть! Туризму быть: чтобы сохранить память о героизме наших людей, чтобы рассказать о красоте Севера! На Севере жить!
- Северус! Пока ты на воду любовался, я рыбу поймал! – восхищенный уловом радостно бежал ко мне Василий. – Знаешь, какая здесь рыбалка!!! Говорят…