Найти в Дзене

Лермонтов-художник. Его детские и взрослые рисунки и картины

Оглавление

«Талантливый человек талантлив во всем» — так по праву можно сказать о Михаиле Юрьевиче Лермонтове (1814–1841). Он известен не только как гениальный поэт и писатель, но и как талантливый художник. При этом многие русские писатели-классики XIX века тоже занимались графикой и оставляли зарисовки на своих рукописях, но именно Лермонтова обычно выделяют из ряда других.

Михаил Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле (1837)
Михаил Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле (1837)

Рисуют все!

В начале XIX века почти в каждой дворянской семье был альбом, который гости заполняли рисунками и стихами. Чаще всего они содержали непримечательные любительские наброски, но порой в них можно было найти и талантливые рисунки. Многие в то время брали уроки рисования, в том числе и будущие писатели, например, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Гоголь. Но чаще всего они оставались на любительском уровне.

Среди поэтов и писателей были довольно талантливые рисовальщики — например, Василий Жуковский и Яков Полонский. Но их работы обычно не были связаны с собственными литературными произведениями. А вот у Пушкина и Лермонтова эта связь довольно тесная. При этом на художественном поприще первый все-таки уступает второму в профессионализме.

Врожденный талант?

Любовь к рисованию сопровождала Лермонтова с самого детства. По воспоминаниям его друга С. А. Раевского, пол в детской будущего поэта был покрыт сукном, по которому он мог свободно ползать и чертить мелом. Даже на раннем портрете, где Лермонтову 4–5 лет, он изображен с мелком в руке. Позднее он начинает лепить из воска и даже делает сложные композиции по мотивам исторических событий.

Портрет работы неизвестного художника
Портрет работы неизвестного художника

Троюродный брат Лермонтова А. П. Шан-Гирей вспоминал, что уже в детстве тот «был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда писал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины».

Пейзаж с озером (1825)
Пейзаж с озером (1825)

Путь к мастерству

Рисунком и живописью Лермонтов усердно занимался с учителями, уделяя урокам большое внимание. «...говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, — писала его родственница А. М. Верещагина в 1835 году. — Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна».

Морской вид с парусной лодкой (1828–1831)
Морской вид с парусной лодкой (1828–1831)
Герцог Лерма (1832—1833). Картина была написана для А. А. Лопухина. Название восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога Лермы
Герцог Лерма (1832—1833). Картина была написана для А. А. Лопухина. Название восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога Лермы

Его первым учителем был художник А.С. Солоницкий, который готовил ученика к поступлению в пансион. Переехав в Петербург в 1832 году, Лермонтов стал брать уроки у П.Е. Заболотского. Тот научил своего подопечного правдивости и простоте в живописи вместо слепого подражания популярному тогда К.П. Брюллову. Заболотский также написал два портрета Лермонтова.

-6

Особенности творчества

С детства Лермонтов мыслил красочными образами. В своих дневниковых записях он вспоминал: «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее; будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства».

При этом его художественное творчество явно перекликается с литературным — отдельные рисунки и картины могли бы выступить иллюстрациями, например, к описаниям местности. Вот отрывок из «Героя нашего времени» (повесть «Бэла»).

И точно, такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки; солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи; но над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. «Я говорил вам, — воскликнул он, — что нынче будет погода; надо торопиться, а то, пожалуй, она застанет нас на Крестовой. Трогайтесь!» — закричал он ямщикам.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби (1837–1838). Картина изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби (1837–1838). Картина изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую

Даже рисуя картину словом, поэт будто использует краски:

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка...

Лермонтов писал не только по памяти, но и с натуры. В своих работах использовал акварель, масло, карандаш, чернила, а также технику литографии. Его картины маслом можно разделить на три группы:

— написанные в голубовато-зеленоватой гамме («Вид Пятигорска», «Вид Тифлиса», «Кавказский вид с саклей» и др.),

Крестовый перевал (1837–1838).
Крестовый перевал (1837–1838).

— в золотисто-коричневой гамме («Кавказский вид с Эльбрусом», «Кавказский вид с верблюдами», «Перестрелка в горах Дагестана» и др.)

Кавказский вид с саклей. (Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты; 1837–1838)
Кавказский вид с саклей. (Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты; 1837–1838)

— в темных рембрандтовских тонах («Предок Лерма», «Воспоминание о Кавказе», «Черкес»).

Черкес (1838)
Черкес (1838)

Художественное наследство Лермонтова

Оно дошло до нас не в полном объеме — долгое время после смерти Лермонтова его художественные работы хранились у родственников и знакомых и не публиковались, часть из них была утеряна. На некоторых рисунках его авторство нельзя установить точно. Сейчас среди работ Лермонтова насчитывают более десяти картин маслом, около полусотни акварелей, более 300 рисунков и набросков, в том числе в альбомах и рукописях.

Все работы художника можно разделить на несколько групп по жанрам:

1) Военная тема занимает первое место в его творчестве. Здесь Лермонтов в основном изображает те события, свидетелем которых был сам.

При Валерике, 1840 г.
При Валерике, 1840 г.
Атака гусар под Варшавой (1837)
Атака гусар под Варшавой (1837)

2) Пейзажи. Они встречаются у Лермонтова и в живописи, и в графике.

Особое место в его творчестве — как в литературном, так и в художественном — занимает Кавказ, который его впечатлил еще с первых детских поездок. Вот что Лермонтов пишет о нем в одном из юношеских стихотворений:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

А вот более поздние строки из «Героя нашего времени» (повесть «Княжна Мери»):

«Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба, или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес».

Считается, что лучшие художественные работы Лермонтова, выполненные в духе романтизма, связаны именно с Кавказом.

Вид Пятигорска (1837)
Вид Пятигорска (1837)
Вид Тифлиса (1837)
Вид Тифлиса (1837)

3) Портреты. Рисунки Лермонтова с натуры в основном выполнены акварелью. Причем в галерее художника есть не только изображения его родственников и друзей, но и автопортрет. Есть и фантазийные портреты — например, изображения испанцев, выполненные во время работы над драмой «Испанцы», а также множество зарисовок, на которых трудно определить конкретных личностей.

Неизвестный молодой человек в синем (возможно, С. А. Раевский); В.А. Лопухина
Неизвестный молодой человек в синем (возможно, С. А. Раевский); В.А. Лопухина
Испанец с кинжалом (1830–1831); Испанец с фонарем и католический монах (1831)
Испанец с кинжалом (1830–1831); Испанец с фонарем и католический монах (1831)
Автопортрет (1837–1838)
Автопортрет (1837–1838)

4) Жанровые сцены — зарисовки из жизни русского и кавказских народов.

Воспоминание о Кавказе (1838)
Воспоминание о Кавказе (1838)

Благословение молодых (1835)
Благословение молодых (1835)
Светская сцена (1840–1841)
Светская сцена (1840–1841)
Сцена из кавказской жизни (1838)
Сцена из кавказской жизни (1838)

5) Иллюстрации к собственным и чужим произведениям — самая немногочисленная группа рисунков.

Возможно, иллюстрация к «Домику в Коломне» А.С. Пушкину
Возможно, иллюстрация к «Домику в Коломне» А.С. Пушкину
Рисунки на рукописи «Вадима»
Рисунки на рукописи «Вадима»
Фронтиспис к собственной поэме «Кавказский пленник» (1828)
Фронтиспис к собственной поэме «Кавказский пленник» (1828)

6) Карикатуры. По свидетельствам современников, Лермонтов охотно рисовал их, но до наших дней дошло не так много рисунков.

Карикатуры на офицеров (1832–1834)
Карикатуры на офицеров (1832–1834)
Поспешает на тревогу (1841)
Поспешает на тревогу (1841)

7) Наброски без сюжета — череда голов, всадников, лошадей и прочее.

-27

Михаил Лермонтов так и не стал по-настоящему профессиональным художником, отдав основные силы своего таланта литературе. Его художественные работы не идеальны и порой грешат против правил живописи и графики, но они узнаваемы и овеяны духом его гениальности.

В издательстве «Вече» вышел сборник избранных произведений Лермонтова, который включает стихотворения, поэмы «Измаил-Бей», «Демон», «Песня... про купца Калашникова» и «Мцыри», драму «Маскарад» и роман «Герой нашего времени».

Издание сопровождают рисунки художников XIX — начала XX века В.А. Полякова, В.М. Васнецова, Л.О. Пастернака, М. Зичи и других. В книгу также вошли несколько рисунков самого Лермонтова.

-28

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
-30
"Три пальмы"
"Три пальмы"
"Ангел"
"Ангел"
"Герой нашего времени"
"Герой нашего времени"

Приобрести книгу можно здесь:

"Лабиринт"

Wildberries

Ozon

"Читай-город"