Найти в Дзене

Главный верующий философ современности: Алвин Плантинга про несостоятельность атеизма

Большинство философов сегодня крайне скептически относятся к религии, однако есть такие, которые выступают в пользу веры. В первую очередь это Алвин Плантинга, который с 1960-х годов превратил философию религии в область, где верующие философы, особенно христиане, могут защищать и развивать свою веру. Работа Плантинги привлекла серьезное внимание даже среди тех, кто отвергал религиозные позиции. В своих первых работах Плантинга решал две основные проблемы: отсутствие веских аргументов в пользу существования Бога и проблема зла в мире. В 1974 году Плантинга реабилитировал онтологический аргумент, который развивал средневековый христианский теолог Ансельм Кентерберийский. Ансельм пытался показать, что существование Бога как совершеннейшего существа логически вытекает из его природы. Плантинга развил аргумент, заявив, что если существование Бога возможно, то оно также необходимо. К другим аргументам в пользу бытия Бога Плантинга относится благосклонно, особенно к свежему аргументу от "тон
Оглавление
Алвин Плантинга
Алвин Плантинга

Большинство философов сегодня крайне скептически относятся к религии, однако есть такие, которые выступают в пользу веры. В первую очередь это Алвин Плантинга, который с 1960-х годов превратил философию религии в область, где верующие философы, особенно христиане, могут защищать и развивать свою веру.

Работа Плантинги привлекла серьезное внимание даже среди тех, кто отвергал религиозные позиции. В своих первых работах Плантинга решал две основные проблемы: отсутствие веских аргументов в пользу существования Бога и проблема зла в мире.

В 1974 году Плантинга реабилитировал онтологический аргумент, который развивал средневековый христианский теолог Ансельм Кентерберийский. Ансельм пытался показать, что существование Бога как совершеннейшего существа логически вытекает из его природы. Плантинга развил аргумент, заявив, что если существование Бога возможно, то оно также необходимо.

Ансельм (1033-1109)
Ансельм (1033-1109)

К другим аргументам в пользу бытия Бога Плантинга относится благосклонно, особенно к свежему аргументу от "тонкой настройки", который основан на космологии Большого взрыва.

Главный аргумент Плантинги

Но главным ответом Плантинги стало то, что аргументы в пользу Бога не нужны. Как он это обосновывает?

Плантинга указывает, что у всех нас есть много убеждений, которые мы не можем подкрепить аргументами. История философии изобилует неудачными попытками показать, что у других людей есть разум (внутренние субъективные переживания), хотя все, что мы видим, - это их телесное поведение. Мы склонны думать, что можем рассуждать по аналогии с другими умами: "Я знаю, что моему телу сопутствует переживающий разум, поэтому разумно предположить, что то же самое верно и для людей с похожими телами".

Однако очень неправдоподобно переходить от одного примера (меня) к общему выводу обо всех людях. Точно так же все мы верим, что материальные вещи существуют, когда мы их не испытываем, и что прошлое для нас является надежным ориентиром в будущее. Как и в случае с другими разумами, мы постоянно испытываем переживания, которые приводят нас к этим убеждениям, но никто еще не привел убедительных аргументов того, что эти переживания устанавливают убеждения, а не являются утешительными иллюзиями. Тем не менее, мы все думаем, что нам больше ничего не требуется для поддержки наших убеждений.

Плантинга отвечает - чем это отличается от религиозных верующих, которые неоднократно переживают то, что они принимают за реальность Бога? Эти переживания - не захватывающие видения и восторги мистиков, а повседневное ощущение присутствия Бога, то, что Жан Кальвин называл sensus divinitatis (чувство бога).

Жан Кальвин (1509-1564)
Жан Кальвин (1509-1564)

Конечно, не у всех есть подобный религиозный опыт, и у тех, у кого нет такого опыта, нет причин соглашаться с теми, у кого он есть. Но, утверждает Плантинга, большое число верующих, которые действительно переживают подобный опыт, имеют полное интеллектуальное право на свои теистические убеждения.

Как Плантинга решает проблему теодицеи (оправдания Бога за существующее в мире зло)

Что касается проблемы зла, то наиболее важным вкладом Плантинги была попытка ответить на логическую проблему: верующие впадают в логическое противоречие, постулируя существование всеблагого и всемогущего Бога при очевидном существовании зла в мире.

Согласно знаменитой трилемме древнегреческого философа Эпикура, всеблагой бог захотел бы уничтожить зло, а всемогущий бог был бы способен это сделать. Следовательно, если такой бог есть, то не может быть никакого зла в мире. Поскольку в мире, очевидно, есть зло, всемогущего и всеблагого бога не существует.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.)
Эпикур (341-270 гг. до н.э.)

Плантинга разработал сложный аргумент в пользу логической совместимости бога и зла. Многие философы сочли этот аргумент убедительным, но с тех пор дискуссия перешла к вероятностной проблеме зла, которая утверждает, что, даже если сосуществование бога и зла возможно, реальность зла, по крайней мере, делает существование бога крайне маловероятным.

Вторым возражением Плантинги против атеизма является утверждение о том, что он логически несовместим с эволюционным материализмом, который часто поддерживают атеисты. Многие современные атеисты — материалисты. Они утверждают не только то, что бога не существует, но и то, что нет ничего нематериального. Атеизм сам по себе логически не подразумевает материализма. Атеист может даже верить в нематериальную душу, но отрицать существование Бога, потому что это несовместимо с реальностью зла. Но в наши дни атеизм — особенно среди философов — часто является частью общей материалистической точки зрения, которая исключает все нематериальное и объясняет все человеческие способности и функции с точки зрения эволюции путем естественного отбора.

Сам Дарвин беспокоился, что такая точка зрения может подорвать доверие к нашей способности познавать истину:

"У меня всегда возникает ужасное сомнение в том, имеют ли убеждения человеческого разума, который развился из разума низших животных, какую-либо ценность, и заслуживает ли он доверия вообще". (письмо Уильяму Грэму 3 июля 1881 года)
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Чарльз Дарвин (1809-1882)

Христианский писатель и апологет Клайв Льюис пишет в своей книге "Чудо" 1947 года, что убеждения не обязательно должны быть истинными, чтобы помочь виду выжить. Мы могли бы, например, избегать употребления ядовитых грибов только потому, что считаем их священными.

Плантинга разработал подробную аргументацию в этом направлении, используя ресурсы современной эпистемологии и теории вероятностей. Он утверждает, что материализм в сочетании с эволюционным объяснением (посредством естественного отбора) того, как возникают наши убеждения, ставит под серьезное сомнение истинность всего, во что мы могли бы верить, включая атеизм.

Источник: Gary Gutting. Talking God: Philosophers on Belief, W. W. Norton & Company, 2016.

---

⚡Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)

👉Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки и мемы: https://t.me/religiontrickster