У тех, кто считает самой знаменитой танцовщицей ХХ века Анну Павлову, всегда была проблема по имени Жозефина Бейкер (1906 – 1975). Вспоминают ее сегодня не реже, а с точки зрения влияния на культуру, может, и чаще, чем Павлову, а в Бонне посвященная ей выставка проходит сейчас после выставок о Ханне Арендт и Симоне де Бовуар.
Когда в 1925 году 19-летняя восходящая звезда нью-йоркского Гарлема, а затем Бродвея приехала в Париж, вряд ли кто предполагал, что меньше чем через столетие ее прах перезахоронят в Пантеоне. Несмотря на ковид, маски и общий страх, 30 ноября 2021 года президент Франции Эммануэль Макрон почтил присутствием церемонию – Бейкер стала пятой женщиной, упокоенной в Пантеоне, наряду с Марией Склодовской-Кюри и Симоной Вейль. Само тело, впрочем, осталось на кладбище в Монако, в Пантеоне установили кенотаф.
Так негритянскую танцовщицу из бедной семьи в Сент-Луисе, штат Миссури, признали великой француженкой – это первая и пока единственная американка в Пантеоне, и даже, вероятно, единственная навсегда. Не странное ли решение в пользу танцовщицы, певицы и киноактрисы, при том что многие пели и танцевали лучше, да и с точки зрения красоты мнения о Бейкер расходятся?
Полностью текст здесь.