"Со своей малинуа за 10 лет я расставался дважды: первый раз на один день, я тогда ездил в Казань на место крушения самолёта, собаки-поисковики там не нужны были, второй - на 10 дней, когда отправился в командировку в Китай на семинар спасателей-кинологов. Все остальное время мы рядом друг с другом. Многие столько времени со своей семьёй, женой и детьми, не проводят", - рассказывает сотрудник поисково-спасательной кинологической службы Центроспаса.
Спасатель говорит, что каждый кинолог ищет собаку для себя сам. Покупает ее сам, хотя есть возможность закупать их по 44-ФЗ, но кто ж хочет играть в эту рулетку, испытывать удачу. Потом обучает животное, после того, как оно вместе с хозяином проходит аттестацию, с Центроспасом заключается договор на содержание собаки: вакцинация, питание, услуги ветеринара и т.д.
"У собак две специализации, одни натасканы на поиск живых, другие - тел погибших, - рассказывает спасатель. - Понятно, что в приоритете нашей работы поиск живых, но по реакции своих четвероногих помощников мы понимаем, что он почуял под завалами погибшего. Помните, в Бейруте был большой взрыв. Все тела погибших, которые были обнаружены, найдены исключительно благодаря собакам".
Как правило, на службе собака проводит 10 лет, чтобы продлить этот срок, собирается специальная комиссия, которая и выносит вердикт.
"На заслуженном отдыхе для собаки, по сути, ничего не меняется, ее также кормят, водят на тренировки, только все ее содержание ложится на плечи владельца, - говорит спасатель. - Я недавно задумался, а как быть, если в какой-то момент, уйду со службы. Тогда не смогу брать собаку с собой, она станет обычной, без того, чем она занималась всю жизнь, почувствует себя невостребованной".
P.S. Собаки были настолько мимишные, что не сделал ни одного фото, да и кинолога не сфотал и имени его не записал.
Текст и фото Андрей Мужщинский