Никто не говорил, что будет легко. Наоборот, все говорили: «Сначала заработай на том, что умеешь делать хорошо, подкопи. А потом уже начинай свои сомнительные, с точки зрения заработка, проекты». Но кто сможет остановить мечтателя, который уже нарисовал себе и своей жене радужные перспективы жизни свободного художника? Никто не смог.
Перед решительным шагом (увольнением с высокооплачиваемой работы) сделано не мало: разработаны и напечатаны инновационные Развивающие обои для детишек, желающих познакомиться с английским языком; создан сайт, на котором можно услышать, как звучат слова и предложения, изображенные на обоях; нарисован двухминутный мультик про букву A (английская буква [эй]). Даже фирма открыта и приобретен кассовый аппарат. Запущена реклама на Яндекс. А продаж нет.
Не страшно. Я же в торговле не первый день! Выделил себе аж 12 каналов продвижения. И первый пункт в этом списке – Wildberries.
Пандемийный 2020 год нанес смертельный удар крупным торговым центрам и небольшим местным магазинчикам и дал колоссальный толчок в развитии маркетплейсам, самым крупным из которых, однозначно, является Wildberries. В последующие годы WB только рос, втягивая в свое безразмерное тело сотни тысяч продавцов и миллионы товаров, открывая в каждой деревне по несколько пунктов выдачи заказов. Покупать товары через приложение и забирать покупки в соседнем доме стало удивительно удобно. Особенно оценили удобство люди, живущие вдали от крупных городов. Им теперь стал доступен гигантский ассортимент товаров по адекватной цене с оперативной доставкой в самые удаленные от цивилизации регионы.
А еще маркетплейсы породили отдельный пласт предпринимателей «из народа», которых теперь называют модным словом «селлеры». В YouTube вы можете найти сотню фантастических историй о том, как студент (мамаша в декрете, спортсмен, охранник) начал(а) бизнес на WB, вложив буквально 5 000-20 000 рублей, и вышел через 3 месяца на 1 000 000 рублей выручки, зарабатывая не менее 300%. Снято красиво, интервью у счастливчиков берут известные блоггеры и, видя по вечерам толпы покупателей в пунктах выдачи, начинаешь думать, почему ты еще не стал селлером на WB? И, действительно, почему?
Вероятно, в 2020-м, 21-м и даже начале 22-го года зайти с минимальными средствами, угадав с товаром, и «выстрелить» было очень даже возможно. Но сейчас, в 2023 году стать успешным продавцом на Wildberries могут только люди (или фирмы) со своим, узнаваемым брендом, с опытом работы на маркетплейсах, продуманной стратегией, маркетингом, и … с большими деньгами. Даже, имея на руках миллион рублей, вырваться в ТОП с одним единственным, но ходовым товаром практически нереально. Вы удивитесь, если узнаете, что 88% селлеров на WB зарабатывают от 0 до 100 000 рублей в месяц. Причем, наверняка, есть те, кто по итогам месяца оказался в убытке. Приблизительно 10% из общего числа продавцов имеют выручку (не путать с доходом) свыше 1 миллиона рублей в месяц, а, значит, зарабатывают выше, чем средняя заработная плата в РФ. И только 2% счастливчиков могут похвастаться оборотом свыше 10 миллионов рублей в месяц. Это, по сути, уже крупные фирмы с немаленьким штатом сотрудников и собственными брендами. Поэтому стоит трижды подумать перед тем, как начинать работу в качестве предпринимателя на Wildberries. Не смотря на очевидную простоту открытия своего бизнеса на WB, новоиспеченного селлера на пути к успеху будут поджидать две беды: сам Wildberries, постоянно меняющий правила игры, и жесточайшая конкуренция, сводящая прибыль на всех мало-мальски ходовых товарах к нулю.
Если вы думаете, что я написал это вступление на пустом месте, насмотревшись тех же самых блоггеров на YouTube, то вы ошибаетесь. Перед вами селлер WB с опытом работы 9 месяцев в 2023 году, который испытал на себе все изменения, активно, постоянно и «по-живому» внедряемые Wildberries. Так что, если кто-то размышляет о том, чтобы все-таки начать работу на WB в качестве продавца, не смотря на вышесказанное, или кому-то просто интересно получить достоверную информацию изнутри, запаситесь попкорном и усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем.
До сентября 2022 года регистрация личного кабинета селлера на WB была бесплатная. Я же созрел для открытия своего магазина в самом начале 2023 года и сразу же попал на 30 000 рублей невозвратного вступительного взноса. Что делать. Серьезное дело начинаю. Все равно, расходы на открытие оффлайн магазина на порядок больше. Кстати, с 7 июня этого года, кому интересно, ставка взноса на WB понизилась до 10 000 рублей. Обидно, досадно, но - ладно.
Перед началом работы на WB категорически рекомендую пройти обучающий курс. Есть бесплатные. Я знакомился с азами работы на маркетплейсе через сервис Тинькофф. Далее, после регистрации на портале поставщиков WB, необходимо создать карточки товаров. В моем случае, это фотообои The English Wall: 2 дизайна в двух размерах по 5 цветов. Карточки рисовал сам, и мне было не сложно, потому что имею опыт работы с графическими программами. С учетом всех цветов и размеров у меня получилось 20 карточек товаров по 9 слайдов (всего 180 слайдов) плюс 1 видео в каждой. Если бы заказывал у профессионалов, отдал бы больше 100 000 рублей.
Кроме этого, в карточке товара заполняются поля с размерами и характеристиками. Но самое главное - описание товара. Если вам не знаком смысл понятий: ключи (высокочастотные и низкочастотные) и SEO, то нужно в это плотно погружаться либо заказывать текст у хороших специалистов, что также не дешево. В противном случае, вывести карточку в ТОП будет нереально. А это означает, что ваш товар никто не найдет и не купит.
Также на самом первом этапе нужно выбрать систему отгрузки вашего товара покупателю. Существуют две наиболее популярные формы поставки: FBW (поставка со склада Wildberries) и FBS (поставка со склада селлера). И только заполняя карточки товара, я понял, что вынужден буду работать по FBS, так как Wildberries не принимает на хранение товары, размеры упаковки которых превышают 80см по любой из сторон (по данным на февраль 2023 года). А у меня фотообои в коробах длиной 110см. И ни в каком обучении об этом не говорилось. Сюрприз! А это означает, что получив заказ от клиента на 1 упаковку, я буду должен ехать по пробкам на склад WB с этой одной упаковкой (в моем случае, ближайший склад Коледино находится в 40 км от моего дома), потом стоять в очереди на выгрузку (у меня был опыт ожидания более 3-х часов), чтобы заработать 1 000 рублей без учета расходов. Слава Богу, эта проблема решается с помощью фулфилмента (еще одно словечко, вошедшее в обращение с приходом маркетплейсов), то есть промежуточного коммерческого склада, который примет ваш товар на хранение, за небольшие деньги, и оперативно отвезет заказ (даже одну упаковку) на склад Wildberries. Оттуда товар доставляется транспортом WB уже до пункта выдачи заказов (ПВЗ) в регионе покупателя. Хранение и страховка одной упаковки обоев на фулфилменте обходилась мне в 50 рублей в месяц. А доставка на склад WB – 75 рублей. При этом я не плачу за хранение товара на складе Wildberries. Получается очень недорого и очень удобно. Хотя, конечно, есть нюансы, о которых расскажу позже. В общем, сдаю все свои обои на склад фулфилмента. Сотрудники фирмы помогают мне настроить синхронизацию заказов с Wildberries, чтобы фулфилмент моментально узнавал о полученном заказе моих обоев и отправлял их, как можно быстрее, на склад WB.
Итак, все готово: мои товары появились на сайте Wildberries. Ура!!! Я могу менять цены на свои обои, участвовать в акциях. Что же дальше? А дальше - самое интересное. Как потенциальный покупатель сможет найти мой товар? Прежде всего, по запросам в поиске. Я с радостью обнаруживаю, что все мои позиции прекрасно выпадают по запросу «развивающие обои». Беда в том, что таких запросов за последний месяц – 0. То есть, люди не знают, что такие обои бывают, и что они им нужны. Хорошо, пишем «фотообои детские», и видим, что найден 55 591 товар! Прекрасно! Угадайте, на какой я странице? На сто двадцатой! И это при том, что WB поддерживает новые товары в течение первых 3 недель и ранжирует их выше. Ни один здравомыслящий покупатель не будет листать 120 страниц по 100 товаров на каждой (это на компьютере, а на смартфоне найти мои обои вообще нереально).
Конечно, я знал, куда шел, и был готов. Предварительно посмотрел массу роликов на тему продвижения товаров в поиске: самовыкупы, самоотзывы и реклама мне в помощь! Мы попросили своих знакомых заказать наши обои (12 единиц), предварительно переводя им деньги за товар. Все пришло довольно быстро, но одна упаковка каким-то образом потерялась. Фулфилмент показывал мне документы, что товар отправлен. Служба поддержки WB утверждала, что товар на склад не приходил. Правды не найти. Я поздравил себя с первой потерей и заказал товар повторно.
Отзывы на фотообои очень желательно сопровождать фотографиями в интерьере. Поэтому мы клеим их в домах и квартирах знакомых наших знакомых, которые согласились на этот эксперимент, и у которых, разумеется, есть маленькие дети. Совмещаем красивое с полезным. Пишем отзывы с фото. Покупаем у Wildberries рекламу по разным ключевым запросам и, вуаля, мы на первой странице! Фантастика! Нужно обязательно сказать, что так было в феврале-марте 2023 года. Представляете, по рекламной ставке 60 рублей за 1 000 показов, я оказываюсь на первой странице, на 10-20 месте по среднечастотному запросу «фотообои детские». Среднечастотным данный запрос называется, потому что по этому словосочетанию ищут товар приблизительно 4 000 раз в неделю. А вот запрос «фотообои» является высокочастотным, так как он встречается в поиске более 30 000 раз в неделю. Не буду загружать вас нудной статистикой, скажу только, что в начале 2023 года лозунг «В ТОП за копейки» был чистой правдой.
Мне казалось, что цель близка, что вот-вот начнутся продажи. А, значит, у меня появятся средства, чтобы рисовать новые виды развивающих обоев, благо идей у меня бесчисленное множество. Обои, посвященные истории, географии, астрономии, физике, математике, русскому языку. Также прекрасно бы смотрелись на стене темы развития кораблестроения, воздухоплавания, автомобилестроения, архитектуры, истории костюма и прочее, и прочее. Я хотел, чтобы это стало делом моей жизни. Но на этом этапе меня ожидало фиаско. В течение трех месяцев представленные на Wildberries развивающие обои The English Wall, не смотря на пятизвездочные отзывы с фото, показы, просмотры и даже добавления в корзину, в итоге, не купил никто! У этого, безусловно, есть комплекс причин, но я хочу, чтобы читатели сравнили, хотя бы визуально, наши развивающие обои с теми фотообоями, которые успешно продаются на Wildberries
Если вы скажете, что это обои для самых маленьких, то как вам такое:
Мне кажется, этому мальчику пора начинать изучение английского языка))
А вот наши обои, рассчитанные на детей от 4 до 8 лет
Вы можете сказать, чем они зрительно хуже? Даже не беря в расчет образовательную функцию.
Ладно, вот вам вариант фотообоев для подростков:
Или вот:
Как, по-вашему, есть у наших фотообоев шансы быть купленными?
Возможно, я так оторвался от народа, что совсем не угадываю, что людям может понравиться, а что нет.
Так или иначе, мой первый опыт работы с Wildberries оказался неудачным. И маркетплейс здесь не виноват. Просто у меня слишком специфический товар, о котором никто ничего не знает. Но мне нужно кормить семью, поэтому я принял решение поторговать пока каким-нибудь другим товаром, на который уже сформировался спрос. Об этом я расскажу в своей следующей статье, в которой вы узнаете, как радикально изменились условия работы селлеров на Wildberries за какие-то полгода, и что нужно не три, а сто раз подумать, чтобы начинать работу c WB, по крайней мере, в ближайшее время.
P.S. Если вы хотите узнать больше о наших товарах, то это можно сделать на нашем сайте https://eng-wall.ru или в приложении Wildberries написать в поисковой строке «Развивающие обои» или «The English Wall»