Заблуждений и предрассудков об автомобилях очень много. Но чаще всего говорят о моментах, связанных с эксплуатацией автомобиля.
А про управление говорят редко, хотя мифов и здесь достаточно. Они приходят из фильмов, чьих-то рассказов, баек и пр. И многие годами ездят так, как слышали или видели, даже не задумываясь о том, что определенные действия попросту не работают или вовсе усугубляют положение в некоторых ситуациях.
Все, что я собрала ниже — лично слышала и от учеников в автошколах, и от своих знакомых, которые вроде как не первый год за рулем. Итак, поехали ↙︎
«На машине с задним приводом нужно в поворотах ехать медленно, иначе занесет»
Правдивым это будет только в двух случаях:
1 – если при входе в сам поворот резко нажать на газ, причем на довольно мощном заднеприводном автомобиле
2 – если ехать по очень скользкому покрытию в повороте, опять же, активно нажимая педаль газа.
В остальных случаях, особенно, говоря о городской езде или даже о езде по трассе с [около] разрешенной скоростью и даже о езде в дождь – машина с задним приводом не будет срываться в занос в каждом повороте. И даже если ехать быстро, но правильно входить в поворот, правильно тормозить и разгоняться – никакого заноса не возникнет. Пример тому – спорткары. Которые, в большинстве своем, именно с задним приводом. И которые участвуют в кольцевых гонках, проезжая каждый поворот на максимально возможной скорости. Без заносов.
На тему правильной безопасной траектории (на любой скорости) у меня была вот эта статья
«Если колеса буксуют – надо давить на газ»
И в снегу, и при заезде на ледяной подъем, и при езде по глубокому песку или в грязи – многие так и делают. Это, наверное, подсознательное: машина же замедляется, значит что делать? Поддать газу!
Жаль только, что не так все просто. Если колеса буксуют, значит возникли проблемы с зацепом, со сцеплением колес с поверхностью. Скользкое при этом покрытие или же вязкое – газом делу не поможешь. А только хуже сделаешь, то есть машина будет стоять на месте и визжать колесами или же сильнее закапываться и вязнуть. От газа зацеп-то не появляется.
Чтобы не дать колесам буксовать, нужно заранее набрать нужную скорость, держать педаль газа нажатой в одном положении, а если и добавлять газ, то очень плавно и постепенно. Если колеса начинают буксовать – усилие на газ нужно уменьшить. Затем по чуть-чуть добавлять снова, чувствуя движения вперед.
Но нельзя резко останавливаться: в глубоком песке или в снегу от резкой остановки машина моментально «закопается». Ну а в случае остановки на скользком подъеме, поехать вперед уже возможно и не получится.
Если колеса уже буксуют, крутятся на месте, но машина никуда не едет – она уже и не поедет, даже если вжать педаль газа в пол. Чаще всего в таких ситуациях нужно отъехать назад и брать разгон, другую траекторию, использовать прием «раскачка» (движение вперед-назад) или же идти за лопатой или трактором ;) смотря где ваша машина забуксовала или насколько глубоко зарылась.
«Если разметка запрещает, но дорогу хорошо видно – можно обогнать»
Один из самых опасных мифов. И, надо признаться, я испытала его на себе. Однажды я ехала по трассе за лесовозом. Он ехал медленно, и так уже с десяток километров, вот я и не выдержала. Впереди была сплошная линия разметки, но мне показалось, что дорогу я вижу далеко вперед. Встречных машин не было, и я пошла на обгон.
И тут [откуда ни возьмись] мне в лоб вылетает машина. Все закончилось хорошо, но тогда я могла не только покалечить и себя, и встречного водителя, но и прав лишиться сразу по двум статьям ⇨ я свернула на встречную обочину, так мы и разъехались с разъяренным водителем. Он и сигналил, и руками на меня махал, что вполне было оправдано.
Можете не ругать меня в комментариях, я прекрасно знаю, что оправданий мне нет. И я окончательно сделала вывод (очевидный, в общем-то) 👉🏼 сплошную линию разметки наносят не просто так!
В том месте на трассе, где я решилась на запретный обгон, явно был такой уклон дороги, что визуально она казалась ровной, но изгиб был внушительный. Настолько, что машины, идущие на подъем, полностью скрывались за рельефом дороги!
Учитесь на чужих ошибках, не делайте как я. Доверяйте Правилам и разметке!
«Полный привод спасает на мокрой и скользкой дороге»
Полный привод поможет забраться на скользкий или сыпучий подъем – да. Полный привод поможет выбраться из сугроба и не даст машине застрять в песке или в грязи (правда тут есть нюансы: клиренс авто и глубина песка или грязи) – так что, частично да. Полный привод и правда часто выручает, но только не на мокрой или скользкой дороге!
Тут дело в том, что каждый тип привода – предсказуем. Передний или задний. А полный – коварный. И чтобы понять, как именно машина поведет себя на скользкой (мокрой) дороге и что нужно делать, чтобы вернуть потерянное управление – нужно учитывать несколько факторов.
Например, как распределяется крутящий момент. Больше на переднюю или заднюю ось? От этого будет зависеть, как поведет себя машина: как передне- или заднеприводная.
Также на поведение машины будет влиять наличие или отсутствие блокировок дифференциалов (межосевых или межколесных).
Здорово, когда машина оснащена электронными помощниками, и, в случае заноса, система стабилизации, к примеру, сама вернет автомобиль к прямолинейному движению. И неважно, какой тип привода у авто. Однако, как и любая электроника, каждая система может не сработать или выйти из строя. И полагаться на то, что с полным приводом машину не занесет в скользком (мокром) повороте – очень и очень опасный миф!
Изучайте свой автомобиль в разных режимах и учитесь с ним справляться. Вот что спасет вас в случае заноса 😉
Про заносы и сносы у меня тоже была статья. Уже старенькая, но все еще актуальная
«Если спускать с горки на нейтральной передаче, можно сэкономить топливо»
На этот счет у меня родилась цитата еще во время моих первых курсов по контраварийной подготовке ↙︎
📌 Двигаясь на спуске на нейтральной передаче, вы думаете, что экономите топливо. На самом деле, единственное, на чем вы экономите – это на собственной безопасности.
Экономия топлива на «нейтралке» – миф старый. И его не раз опровергали. Если коротко и без технических подробностей ⇨ это неправда 😁 топливо очень даже расходуется, если включить нейтраль и катиться. А, вот, если ехать на постоянной передаче, соответствующей оборотам двигателя на определенной скорости, но отпустить педаль газа – топливо расходоваться не будет. Так говорят эксперты!
А теперь более важное. В случае опасности, будучи на нейтральной передаче, тормозить вам придется только колесами, а значит торможение будет в два раза менее эффективным! Тормозя на передаче, а еще лучше – путем понижения передач (на МКПП), машина замедлиться гораздо быстрее, а главное – без потери управляемости: колеса не заблокируются от резкого торможения, машина не уйдет в занос, не поедет юзом. И даа, такое вполне может быть при резком торможении на нейтральной передаче даже при движении по сухому асфальту.
➤ И еще одно. Бывает опасность на дороге возникает внезапно, за доли секунды. И не всегда нужно тормозить, чтобы этой опасности избежать. Порой нужно наоборот ускориться, одновременно работая рулем, а на «нейтралке» этого не случится. В такой стрессовый момент мозг может попросту забыть о том, какая передача включена, а, вот, нога автоматически нажмет на газ. Толку в этом не будет, а времени потратится много: на бесполезное нажатие на газ, затем включение передачи и только потом нужное ускорение. Эти секунды могут многое решить, ведь порой времени на реакцию и так слишком мало.
А вам какие мифы об управлении авто доводилось слышать? Рассказывайте!