Рубрика "Когда Бог хочет наказать человека, он лишает его разума". Очевидно, Америка чем-то очень серьёзно прогневала небесные силы (чем - мы все с вами знаем прекрасно), потому что в вопросах покорения Космоса американские учёные и конструкторы ведут себя как дети малые.
В Исследовательском центре им.Эймса проводят испытания модели автоматического лунохода. Честное слово, аппарат уже на стадии разработки приводит в суеверный ужас. Скажите, "это" точно сможет передвигаться по Луне?!
Ames Research Center - филиал NASA, расположенный рядом с городом Маунтин-Вью (Кремниевая Долина). Центр назван именем основателя НАСА профессора Джозефа Эймса. Здесь проводятся исследования в области информационных технологий, космической биологии и энергосбережения.
Сейчас в "Эймсе" создают луноровер VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover), который, возможно, окажется первым американским автоматическим самоходным аппаратом на поверхности Луны. На первый взгляд ведь ничего подозрительного?
Маленькая четырёхколесная тележка, управляемая с Земли, должна будет передвигаться по лунной поверхности. В-общем, ничего концептуально нового. Однако, присмотревшись к особенностям, хочется воскликнуть: "НАСА, вы там решили дно пробить?!".
Давайте рассмотрим подробности этого чудо-аппарата, разработка которого происходит, на минуточку, не в какие-нибудь примитивные (в плане технологий) 70-е годы, а в самом что ни на есть современном 2023 году.
1. Малый размер и вес лунохода. Понятно, что сегодня, в связи с миниатюризацией вычислительной техники, приборов и ходовой части нет нужды посылать машины-монстры наподобие советских (Луноход-2 весил, к примеру, более 830 кг). Но, ребята, даже крошечный индийский луноход Прагьян (вес 26 кг), который Индия не только построила, но и в августе-2023 уже успешно высадила на Луне, размером чуть больше разрабатываемого в Эймсе! Дело ведь не в увеличении размеров и массы самих по себе, однако более крупный аппарат возьмёт на борт намного бо́льшую научную нагрузку! Здесь же получается, что претендующая на роль мирового космического лидера НАСА строит заведомо более слабый проект, чем страна третьего мира! А ведь у этой великой организации на Марсе работали/работают целых шесть куда более крупных марсоходов.. Почему же для Луны готовится столь непритязательный аппарат?
2. Малый дорожный просвет. Для сотрудников Эймса это может оказаться откровением, но на Луне есть в большом изобилии камни. Данный луноход окажется в затруднении перед подавляющим большинством таких преград. Такое ощущение, что аппарат создаётся чтобы бегать по ровным подстриженным лужайкам перед исследовательским центром - где, собственно, сейчас и идут его испытания (для представительности испытательной площадки вдалеке, возле ворот, лежит одинокий КАМЕНЬ).
Просто сравните с колёсной базой советских "Луноходов" (второй из них прошёл 42 километра), оцените разницу клиренса:
3. Количество колёс. Тут вообще в Эймсе потеряли любые берега и ударились в концепцию, которая железобетонно позволит их детищу уткнуться в препятствие на первых же метрах дистанции:
Во-первых, колёс всего ЧЕТЫРЕ. Не восемь, как у невероятно успешных советских "собратьев", не шесть, как у китайского Юйту-2 и упомянутого индийского Прагьяна. Нет, их четыре. Видимо, задача американского ровера - застрять как можно быстрее, чтобы не открыть чего-нибудь лишнего на южном полюсе Луны, куда по легенде он должен отправиться.
! Возникает стойкое ощущение, что, демонстрируя фэйковые Высадки на Луне миссий Аполлон, три из которых якобы успешно катались по реголиту на четырёхколёсных мунроверах, американцы сами поверили в работоспособность своей старой колёсной схемы !
4. Сам выбранный тип колеса тоже не кажется правильно рассчитанным. Потому что в СССР уже к 1970-му году знали главные требования к колёсной базе:
Комбинация камней всех калибров с рыхлыми породами непредсказуемой плотности требовала колёса с противоречивыми свойствами. И военные такое сделали. Три тонких титановых обода легко катились по твердой поверхности, натянутая между ними сетка вступала в действие на сыпучем грунте, когда обода начинали проваливаться. Приваренные поверх всего уголки-грунтозацепы помогали выгребать на рыхлой поверхности под нагрузкой. Как потом оказалось, они были востребованы чаще, чем хотелось бы. Легкие спицы вместо дисков обеспечивали необходимую прочность и упругость на случай жесткого контакта колеса с камнями.
Приведённые нами возражения по низкой эффективности готовящегося в исследовательском центре им.Дж.Эймса проекта лунохода являются далеко не полными и, после более тщательного изучения проекта, мы ещё вернёмся к нему. Однако уже сейчас понятно, что это бессмысленная трата времени, сил и денег. И эта трата выглядит тем ненужней, что НАСА ранее демонстрировала миру прекрасно и долговременно работающие марсианские роверы (например, Spirit проработал более пяти лет, пока не застрял в песчаной дюне). А вот сейчас, с лунным вездеходом, американское космическое агентство как будто расписалось в своём тотальном незнании лунных реалий!
Хочется думать, что проект лунохода просто делали американские любознательные школьники в кружке "Юный любитель астронавтики", но нет - в роликах и на фотографиях серьёзные дядьки. Эх, позорят дядю Джозефа своими поделками... Кстати, в отличие от кружка "Умелые руки" люди в Эймсе орудуют за государственный счёт, поэтому спрос с них должен быть за неумелые технические решения.
Но самое главное даже не в том. Подделка американских Луновысадок 1969-1972 годов приводит ныне к тому, что американская космическая отрасль запуталась, какие знания о Космосе и Луне считать подлинными, а какие - подделанными...
Алексей Королёв, историк космонавтики
Читайте также: Как индийский "Чандраян-3" утопил американские Высадки на Луне
P.S. Объясните, во имя всего святого, этот дикий парадокс и когнитивный диссонанс: почему на далёкий Марс, за сотни миллионов километров, NASA отправляет один за другим тяжёлые марсоходы (упомянутый Spirit - 180 кг, самый свежий Curiosity - 900 кг), при этом на близкую Луну, находящуюся в несколько сотнях тысяч км, они до сих пор готовятся отправить лишь 20-килограммовую коробочку VIPER?..