Найти тему
27,7K подписчиков

О каких исторических фактах последних тридцати пять лет я не знала и в какие мифы верила

1,9K прочитали

Наверное, читатели, которые старше меня, будут смеяться, когда узнают, какое представление о событиях постсоветской России у меня было, как я себе представляла развал СССР и то, что было дальше.

Но мне в 1991 году было всего семь лет, а все девяностые и двухтысячные я училась и жила своей жизнью, не особо интересуясь тем, что происходит в стране и в мире.

Историей я в те годы не увлекалась и знала только то, что было положено знать по школьной программе. И если Историю России нам преподавали много и интересно, так что у меня осталось в памяти хоть какое-то представление о тех временах. Но вот историю СССР мы проходили только в колледже. Учитель был очень скучный и непоследовательный. И поэтому у меня осталась в голове полная каша.

Ну а о развале СССР, девяностых и двухтысячных тогда вообще в школе не проходили. Слишком все это было близко. И тем не менее у меня сформировалось какое-то свое, далекое от реальности представление об этих периодах.

А в последнюю неделю я вдруг начала смотреть в интернете разные передачи, слушать лекции, читать про это время, и так сильно увлеклась, что каждую свободную минуту старалась узнать что-то новое. И я была, можно сказать, шокирована, от того, что некоторые вещи мне представлялись не такими, какими они были на самом деле.

Приведу несколько примеров.

Я вот думала, например, что СССР развалил Горбачов, что он продался американцам и принял соответствующие решения.

Оказалось, что Горбачов наоборот был за сохранение СССР. А к 1991 году, когда были подписаны соглашения о независимости России, Украины и Белоруссии, уже большая часть республик вышла из состава СССР. И это было желание и решение их собственных граждан.

Я думала, что отсутствие продуктов в магазинах было уже после развала СССР. Оказалось, что это было еще до, когда по какой-то странной логике были отпущены оптовые цены, а розничные почему-то не отпустили.

Наверное, читатели, которые старше меня, будут смеяться, когда узнают, какое представление о событиях постсоветской России у меня было, как я себе представляла развал СССР и то, что было дальше.

Я думала, что в 1991 году Ельцин устроил путч и захватил Белый дом. Оказалось, что, наоборот, во время того путча пытались свергнуть правительство Ельцина.

Я думала, что все олигархи появились в 90-ые. А Путин, придя к власти, их взял под контроль, но, к сожалению, не смог полностью ликвидировать.

Оказалось, что в 1999 году в России было всего 7 долларовых миллиардеров, а в 2019 уже целых 106.

Я думала, что чеченская война была всего одна. Оказалось, что их было две.

А еще я думала, что с приходом Рамзана Кадырова в Чечне наступил порядок. Оказалось, что там и сейчас государство в государстве, которое живет по своим законам, а не по законам РФ.

Я думала, что в Афганистане мы воевали с американцами. Оказалось, что у нас была своя война, в которой мы поддерживали коммунистическое правительство этой страны и воевали против тех в стране, кто хотел его снести. А американцы, вернее НАТО, уже потом бомбили Афган при одобрении ООН и России в том числе.

Про НАТО узнала еще и то, что Россия в двухтысячных активно сотрудничала с ними, что у нас были совместные проекты. И я была очень удивлена, когда услышала, как Путин в 2002 году говорил, что он не против вступления Украины в НАТО и ни слова не сказал о расширении НАТО на восток, хотя уже тогда несколько стран восточной Европы вступили в НАТО, а несколько уже подали заявку и было понятно, сто скоро вступят.

Мне казалось, что у нас всегда была вражда с этим блоком. Но выяснилось, что мы несколько лет дружили. И что с момента развала СССР численность военных НАТО в Европе сократилась с более 300 тысяч до 60000.

Я увидела, каким был Ельцин в первые годы своей политической карьеры. И поняла, почему народ так его тогда полюбил. Я то его помню уже совсем другим.

Я думала, что в двухтысячных мы стали лучше жить благодаря тому, что появился новый президент и навел порядок в экономике. Но оказалось, что взлетели в несколько раз цены на нефть и мы с лёгкостью смогли выплатить внешний долг и даже начать формировать стабилизационный фонд. Да и просто страна уже наконец адаптировалась после такого резкого перехода к рыночной экономике, который не мог пройти гладко.

Да и много чего нового для себя я узнала за последнюю неделю.

Честно говоря, у меня была в голове совсем иная картинка.

И у многих из моего окружения тоже.

Поэтому в последнюю неделю я не только погрузилась в изучение исторических фактов, но и постоянно рассказывала мужу и друзьям о том, что я узнала и мы активно обсуждали это.

Вот маму мою я особо ничем не удивила. Она хорошо помнила те времена и многих иллюзий, которые были у меня, у неё не было.