Найти тему
Берега Невы

Росархив выпустил новые правила хранения документов

Приказ Федерального архивного агентства № 77 от 31.07.23 вступит в силу 17 сентября. Приказом обновлены правила хранения, комплектования, учёта и использования документов.

Фото: freepik.com.

На данный момент правила хранения документов закреплены приказом Минкультуры № 526 от 31.03.15, он с 17 сентября 2023 года утратит силу.

Надо сказать, что правила распространяются на Архивный фонд, госорганы, органы местного самоуправления, организаций, которые осуществляют хранение документов, и т.д.
Для коммерческих организаций придерживаться правил — право, а не обязанность.

Но всё же и коммерческим организациям стоит обратить внимание на эти правила, т.к. хранить бухгалтерские, налоговые и кадровые документы в течение определённого срока и предоставлять их по требованию ведомств всё равно нужно.

За нарушение сроков и порядка хранения документов может быть наложен штраф по ст. 13.20 КоАП РФ:

  • на физлиц и ИП до 3 тыс. рублей;
  • на должностных лиц до 5 тыс.;
  • на юрлиц до 10 тыс.

Санкции могут быть и больше. Например, если отсутствие документов привело к налоговым нарушениям, то компания заплатит до 20% от величины неуплаченного налога, это может составлять ощутимые суммы.

В новых правилах закреплено понятие документарного фонда — это документы, которые образовались в процессе деятельности организации. Единицей классификации в этом фонде является дело. Для учёта дел составляют номенклатуру дел.

Приведены и новые формы бланков:

  • номенклатура дел организации и её структурного подразделения;
  • акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
  • опись электронных документов;
  • опись дел по личному составу;
  • акт о технических ошибках в учётных документах;
  • книга учёта поступления и выбытия дел, документов;
  • акт приема-передачи архивных документов в организацию, осуществляющую деятельность по хранению документов
  • акт конвертации электронных архивных документов.
Основные требования к хранению документов в бумажном виде остались без изменений.
Порядок работы с электронными документами уточнили и выделили в отдельную главу.

В электронном виде документы можно хранить на физически обособленных носителях или в специальной системе хранения электронных документов.

В новой форме номенклатуры дел организации итоговую запись нужно разделять на бумажные и электронные дела, гибридные документы нужно учитывать по отдельным томам. В пока ещё действующей форме такого разделения нет.

Немного изменились требования к помещениям, где размещается архив. Например, насчёт освещения — помещение можно осветить не только лампами накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью, но и люминесцентными лампами с урезанным УФ-участком спектра и светодиодными светильниками.

В самостоятельные разделы помещены правила проведения экспертизы ценности документов, оформления её результатов.

Разрешается заключить договор с организацией, для которой хранение архивных документов является уставной деятельностью.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц