Итак, для челябинца 63 года - время старости. По логике, за старостью наступает смерть. Однако долгожители ходят по земле в 63-и года, и в 83-и, и в 103-и. Почему такая разница? Ответ и прост, и многозначен одновременно. Человек живёт ровно столько, сколько Содатель отпустил ему по трём составляющим: физиологической, производственной и нравственной.
Один пьёт, курит, ведёт нездоровый образ жизни, а доживает до долголетия, до восьмидесяти с гаком лет. Другой во всём воздержан, ведёт здоровый образ жизни, однако уходит в мир иной в шестьдесят лет, не дожив до челябинского времени старости (63 года), до государственной пенсии. Много и первых, и вторых перевидел я на своём веку. Напрягаешь свою старческую память и вспоминаешь, что у долгожителя и родители умерли в приличном возрасте: отец в 86 лет, мать в 90 лет. Они передали гены первому герою моей беседы, потому он, несмотря на своё беспутство, прожил 83 года. Наоборот, у того, кто скончался шестидесяти лет, и родители умерли, на мой взгляд, рано: отец в 57 лет, мать в 60 лет.
В царское время женихов и невест выбирали не по любви, а по породе. Порода - склонность к долголетию или коротколетию, физическая сила или недостаток таковой (всё это физиологическая составляющая); смекалка, способность овладеть прибыльной профессией, заниматься денежным (то есть приносящим деньги) ремеслом, а в армии - выучка, выносливость, военная хитрость (производственная составляющая). Порода - это следование Божьим заповедям: не убий, не укради, не пожелай жены ближнего своего; это чувство локтя и другие высоконравственные ценности, по которым человек живёт (нравственная составляющая).
Естественно, получалось так, что молодец с мускулами Геракла вырастал или в богатой сельской семье или в семье, чтившей Божьи заповеди. А кто Божьими заповедями пренебрегал, в силу физиологического наследования (гены)не верил, обычно относился к беднякам, к голытьбе. Бывали случаи, что в бедной семье вырастал крепкий парень, учился у родственников и соседей-кулаков быть эффективным производителем (обоих этих слов в лексиконе русского мужика 19 века не было, принёс эти слова 20-й век), становился богатым человеком. Обычно он стоял на позициях Божьих заповедей.
Революционеры (как правило, пишут - большевики, но на деле это началось задолго до большевиков, для примера можно взять тех же казаков)старались разрушить устоявшиеся обычаи: можно и убить, и экспроприировать чужое, и пожелать жену ближнего своего. Конечно, бедняки к таким призывам прислушивались. Революционеры ещё им внушали: весь мир насилья мы разрушим, построим хорошее справедливое общество, где все будут равны. Это, конечно, иллюзия. Можно дать всем равные права, но в результате все равными не станут. Люди рождаются с разными способностями и живут, грубо скажем, этими способностями; у кого способностей нет - равным талантливому не будет никогда. Предлагаю любопытным читателям сосредоточиться на другом лозунге революционеров: от каждого - по способностям…
Встречал я дам, которые в расцвете сил считали себя смертельно больными (и дожили до 80 лет), бубнили одно и то же: надо готовиться умирать. Зачем тебе специально готовиться, когда от природы всё готово: и физиологическое, и производственное, и нравственное. Ходя по земле, занимайся делами земными - до глубокой старости, до смертного одра. Занятая помощью потомкам, нуждающимся (в уходе - имею ввиду) соседям, бодрая и всегда улыбающаяся - поживешь дольше, чем дама, пребывающая в унынии, в вечной скорби. Помни: 63 года для челябинца - приблизительное время старости, а с тобой, дорогая, мы встречаемся в 80 лет, будем встречаться в 100 лет.
Челябинский СТАРЕЦ