[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Каждый год ученые находят новую суперсилу омеги. Она и сердцу подмога — риск сердечного приступа снижает на 13 процентов, и мозг защищает от старения, и глаза увлажняет, сохраняя зрение. В общем, без омеги никак, но откуда именно ее взять? Прилавки аптек и супермаркетов завалены пачками капсул, и все они недешевые. Какие надписи на упаковках подскажут, что омега-3 внутри эффективная и приготовлена из экологически чистой рыбы? А, может быть, можно обойтись без аптечных пилюль?
Форель разрезать, убрать кости и разделить на кусочки весом ровно 33 грамма каждый. И это не кулинарный рецепт, а медицинский.
Олег Абакумов, терапевт: «Одному человеку взрослому нужно примерно 33 грамма рыбки».
Многие не подозревают, объясняет известный терапевт, но в каждом таком кусочке — суточная норма кислоты омега-3. И ценное вещество есть не только в дорогой форели, а еще в гораздо более бюджетных скумбрии, сардинах, селедке.
Олег Абакумов: «Самая большая концентрация омега-3 содержится в сельди».
Но статистика потребления рыбы все равно настолько пресная, что вскипает даже президент.
Владимир Путин, президент России: «Потребление рыбы составило у нас 22,6 кг на человека в 2022 году, а по рекомендациям Минздрава должно быть 28 кг на человека».
Охоту готовить рыбу отбивает то, что ее нужно чистить и потрошить. А если покупать готовое к обжарке филе, то цена часто выше, чем на курятину, свинину и говядину. В итоге дефицит омеги в стране, окруженной тремя океанами и дюжиной морей, бьет по здоровью большинства россиян. Дефицитом омега-3 могут страдать две трети населения Российской Федерации, сетуют диетологи.
Впрочем, ценных кислот порой не хватает и тем, у кого морепродукты — обязательный пункт меню. Ведь рыбы, как и люди, омегу не вырабатывают, а получают с едой. Лососи питаются рачками, водорослями, моллюсками — состав этого набора зависит от района, сезона, глубины. В общем, даже у двух рыбин из одной стаи количество кислот может не совпадать. И уж тем более оно разное у лососей разных пород.
Мария Подзорова, старший научный сотрудник РЭУ имени Г. В. Плеханова: «Когда у нас в таблицах пишут просто „лосось“, то здесь нужно учитывать тот факт, что семейство лососевых очень большое».
И жира в них тоже разное количество. Например, прозрачный бульон со стаей жирных пузырьков на поверхности получается из семги, а из горбуши — желтоватый и диетический. А еще бывает аквакультурная рыба, которую выращивают на плавучих фермах, сколько в филе накопилось омеги — зависит от состава комбикорма.
В общем, в подсчетах нормы омеги тонут даже специалисты. Что уж говорить о таких дилетантах, как она, вздыхает певица Наталия Власова. Рыба на ее столе — частая гостья, однако на приеме у кардиолога Наталия узнала, что омега-кислот ее организму остро не хватает.
Наталия Власова, певица: «Сказали, что у меня мои сосуды в организме гораздо старее моего возраста. Это такая серьезная проблема, и она как раз от отсутствия вот этих вот элементов, которые есть в рыбьем жире. Я поняла, что надо наконец начать пить омегу. Теперь я ношу ее с собой».
Но сложнее, чем приучить себя к новому ритуалу, делится Наталия, оказалось выбрать сами капсулы. Подробности производства омеги, глядя на упаковку и читая состав, узнать нельзя. Но важные подсказки на упаковке есть. Значки ХАССП и GMP гарантируют, что производство отлажено по строгим международным санитарным стандартам. Есть и особая маркировка «Халяль», указывающая на производственную чистоту, а еще на то, что оболочку капсул приготовили не из свиного желатина. И все эти сертификаты надо регулярно подтверждать.
Но источником омеги может быть не только рыба или БАДы из нее. Производители многих других соусов и масел акцентируют, что их товар тоже омегаполезен. В нерафинированном льняном масле действительно много омега-3. Вот только растительная омега-3, разочаровывают врачи, другая.
А кроме омега-3, есть еще два семейства кислот: омега-6 и омега-9. Их тоже ярко презентую на этикетках биодобавок и майонезов.
Только вот дефицита омега-6 и омега-9 у россиян нет! Омега-9 организм вырабатывает сам, нет ни малейшей нужды дополнительно ее принимать. А омега-6 есть в самых будничных продуктах: хлебе, курятине, любом растительном масле.
Поэтому у многих россиян, предупреждает главный диетолог Москвы, есть переизбыток шестой омеги.
Антонина Стародубова, главный диетолог Департамента здравоохранения Москвы: «Мы употребляем слишком много омега-6. Где-то в четыре-пять раз больше. Соотношение омега-6 к омега-3 не должно превышать пять к одному. А у нас соотношение намного выше, 20 к одному».
Передозировка этих кислот сужает сосуды и забивает их тромбами. В том числе и из-за этого кислотного перекоса, напоминают в Центре имени Бакулева, инфаркты и инсульты уносят жизни миллиона россиян.
А лучший антидот от вредной дозы омега-6 — все тот же рыбий или рыбный жир. На упаковках пишут по-разному. И все статьи об омеге начинаются с того, что эта разница принципиальна. Мол, писать «рыбий» могут лишь те, кто фасуют жир, полученный из печени в основном трески — в нем больше витаминов А и D, а омеги-3 поменьше. А «рыбный», который делают из мышц или голов, омегой как раз богат. Но правда в том, что законом такая терминология не закреплена и ни к чему не обязывает. Одни производители ей следуют, а другие могут писать на упаковках любое из этих слов, какое привлекает больше покупателей.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».