"Моё любимое место - не мой дом, и даже не моя комната. Мне, конечно, нравится там находиться, потому что там моя семья, питомец, вещи, которые я люблю. Но, возможно, я просто провела там уже слишком много времени и ничего теперь не вызывает сильных и новых ощущений.
А вот магазин моей троюродной тёти Наташи "Сладкий подарок", который находится в соседнем от нас городе, каждый раз удивляет меня чем-то и дарит кучу положительных эмоций.
Там продаются подарки, что само по себе уже хорошо. Более того, это съедобные подарки. Вкусняшки из разных стран, большие леденцы на палочках, шоколад и конфеты всех видов, даже пирожные из городских кондитерских. Всё это красиво упаковано и дополняется маленькой милой открыточкой.
Когда я прихожу в магазин тёти, она всегда дарит мне что-то клубничное. Это мой любимый вкус, и я рада, что она помнит об этом. Это показывает её отношение ко мне.
А я в ответ тоже дарю ей какой-нибудь съедобный подарок. Чаще всего это печенье с глазурью, которое я сама пеку.
Мы с тётей Наташей обе очень любим вкусные подарки. Думаю, именно поэтому её магазин - моё любимое место."
Алла Сергеевна с улыбкой поставила оценку "пять" и посмотрела на имя и фамилию ученицы, написавшей это милое доброе сочинение. Милана Варламова. Да, точно. Всё так, как она и подумала. Троюродная тётя этой девочки - её бывшая ученица Наташа. Значит, она открыла магазин съедобных подарков? Это звучит и радостно, и грустно одновременно.
Алла Сергеевна сняла на время тяжелые очки, которые уже замучилась поправлять, и, отложив их, предалась внезапно нахлынувшим воспоминаниям.
Наташа Осипенко была одной из лучших учениц школы. Она училась на "отлично", всегда помогала другим, принимала участие во всех школьных мероприятиях и олимпиадах. При этом девочка отличалась скромностью и никогда не хвасталась своими достижениями. Её любили и преподаватели, и одноклассники.
А ещё Наташа была одной из самых худеньких и хрупких девочек школы. При том, что аппетит у неё был отличный, а во время завтрака или обеда в школе она съедала всё, что давали. Могла даже попросить добавки. Так что повара её тоже любили.
Но однажды утром, в восьмом классе, на первом уроке, Наташа упала в обморок. Просто отключилась, сидя за партой, и медленно сползла на пол.
Это было как раз на занятии Аллы Сергеевны. Она же была её классным руководителем.
Девочку отнесли в медпункт, где через пару минут она пришла в себя. Сказала, что, наверное, это от голода, ничего страшного, и отказалась идти домой. Медсестра напоила Наташу сладким чаем и дала пару конфет, которые девочка с жадностью съела.
В этот же день в столовой Наташу ждал двойной завтрак, и все одноклассники пытались предложить ей что-то из своей тарелки. Девочка стеснялась, но приняла все подношения.
А после уроков к Алле Сергеевне пришла ученица из другой параллели, на два года старше Наташи, Юля Осипенко. Девочка решительно зашла в класс и, извинившись, что отнимает у учительницы время, спросила:
- Алла Сергеевна, а Вы собираетесь Наташиным родителям звонить? Ну в известность ставить там, всё такое...
- Да, конечно, сегодня же вечером позвоню им домой. А что?
- Просто... Понимаете... Наташа Вам сказала, почему в обморок упала?
- Да, от голода.
- Всё так... Она никогда не признается... Но я сама это слышала. Её дома не кормят!
- То есть как? - не поняла учительница.
- Я не знаю, почему так. Просто как-то мы с мамой оставались у них ночевать, когда у нас в подъезде и квартире клопов травили, и я слышала, как Наташкины родители спрашивали её, заслужила ли она ужин.
- А она что ответила? - спросила Алла Сергеевна, не совсем понимая, что сейчас происходит вообще.
- Сказала, что нет, а потом просто спать пошла. И когда я её потом спрашивала, что у них в семье творится, и не поговорить ли моему папе с её родителями, Наташка просила не делать этого. Я не знаю, мне кажется, у Наташи проблемы, - вздохнула Юля.
Алла Сергеевна, тогда ещё молодая и неопытная учительница, растерянно выслушала речь старшеклассницы, но ничего обещать ей не стала.
- Хорошо, я поняла тебя, - единственное, что тогда сказала преподаватель. У неё в голове не укладывалось всё, сказанное девочкой, и образ очень приличных людей, которых она видела на родительских собраниях. Они никогда не беспокоили классного руководителя, не задавали вопросов. Хотя, может, это и было странным. Но с такой дочерью о чем можно было спрашивать, ведь у неё всегда всё идеально.
Год шёл за годом, а Алла Сергеевна так и не поняла, что происходило в семье Наташи. Но в конце одиннадцатого класса, перед выпускным, отвечая кому-то на вопрос, что она собирается делать дальше, Наталья тихо ответила:
- Уеду учиться подальше отсюда.
Всё это ясно дало учительнице понять, что ситуация у девочки очень неоднозначная, и женщина вдруг почувствовала сожаление и досаду, что не вмешалась, когда была возможность. Такая ситуация повторялась в её жизни уже не первый раз, и тогда, в прошлом, она тоже упрекала себя в равнодушии и безразличии.
Но ничего больше Алла Сергеевна узнать не смогла, а сделать - тем более: Наташа действительно покинула родной город и возвращаться не собиралась.
А через четырнадцать лет, всё в той же школе, учительница увидела на первом родительском собрании своего нового, пятого "В" класса, знакомое повзрослевшее лицо. Юля, теперь уже не Осипенко, а Варламова, осталась в родном городе, вышла замуж и родила дочь Милану.
Вот она-то и была автором сочинения про магазин съедобных подарков. И, прочитав работу девочки, Алла Сергеевна вдруг ощутила внезапное желание навестить своего брата, который жил в соседнем городе. И, разумеется, найти этот самый потрясающий магазин и его владелицу.
А поскольку дело было в пятницу, и в сентябре по субботам дети не учились, то принято было решение не откладывать поездку в долгий ящик.
Поэтому на следующий же день Алла Сергеевна, позавтракав и уточнив точное расположение магазинчика, отправилась в путь.
Бутик, оформленный в пастельных тонах, сразу привлёк внимание учительницы. "Можно было и не смотреть по картам," - подумала она, открывая прозрачную дверь.
Ненавязчивый пудровый аромат моментально закутал женщину в мягкий кокон, наполняя помещение уютом. А навстречу ей уже спешила, улыбаясь, продавщица, она же хозяйка этого оазиса - Наташа Осипенко.
- Добрый день, чем могу... - начала она привычную для встречи покупателей фразу, но на середине вдруг замолчала, внимательно вглядываясь в лицо посетительницы.
- Наташа! Здравствуй! Ты узнала меня? - с улыбкой спросила учительница.
- Алла Сергеевна, это правда Вы? - казалось, Наталья не верила своим глазам. - Как... Как Вы здесь оказались? Вы переехали?
- У меня в этом городе брат живёт, Наташ, - пояснила преподаватель. - Но, если честно, я целенаправленно пришла к тебе. Очень уж хотелось увидеться. Ты как?
- Я? Всё хорошо, а Вы? - ответила Наталья, и вдруг спохватилась: - Ой, а что ж мы на пороге-то стоим! Пойдёмте ко мне в кабинет! Думаю, моя помощница здесь и без меня какое-то время справится.
Их разговор, как и любой диалог двух человек, которые очень давно не виделись, затянулся на несколько часов. Иногда он прерывался просьбами продавщицы Алины помочь с клиентами, и тогда обе женщины выходили в зал: Наташа - по делу, а Алла Сергеевна - из любопытства, уж очень интересно ей было посмотреть на этот милый уютный магазинчик.
За несколько часов женщина узнала довольно много нового о жизни своей бывшей ученицы.
Наташина семья была не бедной. Скорее, среднего достатка. По крайней мере, дома всегда было, что поесть. Точнее, оно формально было. Но на самом деле открывать холодильник имели право только мать и отчим, с которым та сошлась после смерти родного отца Наташи.
Каждый раз, когда девочка предпринимала попытки взять что-то из еды, предварительно спросив разрешения, над ней угрожающе возникал силуэт кого-либо из взрослых и строго вопрошал:
- А ты заслужила?
От таких слов Наташа терялась, и, втянув голову в плечи, отвечала: "Нет...", а со временем и вовсе оставила свои жалкие попытки приблизиться к холодильнику в присутствии взрослых.
Впрочем, в их отсутствие (которое Наташа редко заставала, так как у неё, кроме учёбы, было много другой активной деятельности) мало что менялось, потому что все штучные продукты, такие как яйца, сосиски, булочки, пряники, вафли и так далее были посчитаны родителями и недостача была бы тотчас же обнаружена.
Иногда девочка могла позволить себе съесть кусок хлеба с маслом, вареньем или сметаной, но только при условии, что этих продуктов было достаточно много и разница не видна на глаз.
Девочка не знала, что надо сделать, чтобы "заслужить" возможность поесть. Она отлично училась, принимала участие в школьных мероприятиях, помогала по дому, но, видимо, всё это не учитывалось. Поэтому со временем Наташа перестала ломать голову над неразрешимым вопросом и сконцентрировалась на одном: поступить в университет подальше от дома и уехать, забыв это место раз и навсегда.
Что она, разумеется, и сделала после одиннадцатого класса. Переселилась в студенческое общежитие, нашла подработку, получала стипендию... И вдруг поняла, что надо что-то делать с собственным отношением к еде.
Оно было слишком болезненным. Наташа чувствовала себя преступницей, покупая еду. Ей было дискомфортно есть при соседках по комнате в общежитии. Да и ещё много чего.
Об услугах психолога девушка почему-то понятия не имела, да и откуда у студентки деньги на это, так что она придумала для себя другое решение. Наташа нашла себе ещё одну подработку - официанткой. Девушка надеялась, что, взаимодействуя с едой, она научится проще относиться к этой больной для неё теме.
И это сработало. Только совсем иначе.
По чистой случайности кафе "Саванна", в которое устроилась Наталья, принадлежало её землячке, женщине, которая раньше жила в том же городе, что и Наташа. Мало того, Галина Романовна, так её звали, ходила в одну с Натальей школу.
Её жизнь в то время тоже складывалась далеко не радужно: девочка была из очень бедной семьи и постоянно подвергалась насмешкам одноклассников из-за этого. Как об этом узнала Наташа? Да просто Галина Романовна любила рассказывать о своей жизни. И не просто жаловаться, а именно рассказывать, и настолько увлекательно, что вскоре и Наташа, вслед за ней, начала понемногу говорить о себе, чего никогда раньше не делала.
Так добрая женщина узнала о проблемах Натальи с едой. И решила помочь девушке.
Каждый рабочий день Наташи перед самым закрытием кафе Галина Романовна начинала сокрушаться, что какое-то количество еды осталось несъеденным, а завтра её продавать уже нельзя: испортится или потеряет товарный вид. Поэтому под предлогом "не пропадать же добру" женщина нагружала Наташу едой - понемногу, но разнообразно. А девушка, наивно полагая, что это всё - просто стечение обстоятельств, никогда не отказывалась.
Через какое-то время тот факт, что никто не ругает её за еду, и более того, она даже помогает, забирая с собой оставшееся после рабочего дня, стал Наташе привычным, и она понемногу начала пересматривать свои непростые отношения с пищей.
А потом к ней в общежитие в её отсутствие нагрянули родители. Без предупреждения. Что заставило их это сделать, никто не знал. Возможно, они просто проездом были в городе. В комнате в это время находилась всего одна из Наташиных соседок, которая сразу же написала девушке, поставив её в известность.
Разумеется, пока она добиралась почти с противоположной части города, её мать и отчим, открыв холодильник и увидев там Наташину еду из кафе, которая на вид, конечно же, отличалась от домашней, не спросив разрешения просто всё съели, мотивировав свой поступок тем, что устали и проголодались с дороги, а уж дочь-то точно не против поделиться с родными людьми, столько лет её кормившими, поившими и одевавшими. Об этом девушке также написала соседка.
Дальнейшие события Наташа до сих пор плохо помнила. Только со слов соседки она знала, что ворвалась в комнату и, даже не поздоровавшись с дорогими гостями, тихо, но очень решительно и угрожающе сказала им уходить. А на попытки родителей воззвать к её разуму и совести девушка отвечала их же фразами из её детства - "Тут нет ничего вашего" и "А вы заслужили?"
- Теперь я уже понимаю, что меня подсознательно так разозлил именно тот факт, что они уничтожили мою "терапию". В необходимости которой сами же и были виноваты. Но тогда, думаю, я действовала скорее на автомате и в состоянии аффекта, - пояснила Наташа Алле Сергеевне.
Родители сначала пытались возражать и даже обвинять, но, видимо, что-то в Наташином взгляде заставило их позорно отступить. И больше никогда не возвращаться.
У Наташи после внезапного и бурного всплеска эмоций случилась истерика, которую застали остальные соседки по комнате, вернувшиеся с учёбы. Пришлось девушке рассказать про свои сложные отношения с родителями, хотя обычно она избегала этой темы.
Но девчонки повели себя очень понимающе и после этого случая тоже стали частью "терапии" Наташи.
На последнем году учёбы Наталье пришла в голову идея магазинчика сладких подарков для себя и близких. Сначала - как дипломный проект. Но все, кому девушка рассказывала об этом, говорили, что ей надо попробовать воплотить его в жизнь.
После отличной защиты диплома один из преподавателей, а также известный в городе бизнесмен, подошёл к Наталье и спросил, не планирует ли она действительно открыть что-то подобное.
Наташа честно призналась, что хотела бы, но не знает, где и на какие средства.
Преподаватель взял у неё номер телефона и обещал перезвонить.
А уже через несколько месяцев состоялось открытие магазина "Сладкий подарок". Тот самый преподаватель-бизнесмен, который заинтересовался дипломным проектом Наташи, оказался владельцем небольшого помещения, которое идеально подошло бы под задумку девушки, как по габаритам, так и по местоположению. Он предложил Наталье сотрудничество, и она с радостью согласилась.
Небольшие милые рекламные листовки об открытии магазина "Сладкий подарок" с удовольствием взялась распространять в своих кафе Галина Романовна, которая также с замиранием сердца следила за воплощением проекта Наташи в жизнь.
Одна из бывших соседок Натальи порекомендовала свою младшую сестру как надёжного человека на должность продавца.
И вот уже несколько лет магазин "Сладкий подарок" живёт и процветает, обзаведясь постоянными клиентами и постоянно привлекая новых.
Алла Сергеевна, улыбаясь, вышла на улицу с красивым пакетиком - сладким подарком от своей бывшей ученицы Наташи. Также они обменялись контактами.
А теперь путь Аллы Сергеевны лежал мимо большого торгового центра, офисного здания, магазина спортивных товаров и ещё многих построек. Она шла и вспоминала свою молодость. Школьные годы, их сумасшедший десятый "Г" класс и Галю. Ту самую Галю, которая весь год ходила в одном и том же, а во время школьных походов ела бутерброды с маргарином, посыпанные сахаром, которые приносила из дома. После этого весь класс называл её "Галька с маргарином". До самого выпускного Галина была объектом насмешек. А Алла, староста класса, ничего не смогла с этим сделать.
Погруженная в собственные мысли и воспоминания, Алла Сергеевна, в конце концов, остановилась напротив темно-зелёной двери и вывески - кафе "Саванна".
Постояв несколько минут, словно набираясь смелости, женщина медленно зашла внутрь. Села за столик поближе к выходу, словно решимость могла покинуть её в любой момент. И на вопрос подошедшей официантки учительница ответила также вопросом:
- Скажите, пожалуйста, Галина Романовна сейчас здесь?
- Нет, к сожалению, она уехала час назад в другой филиал. Ей что-то передать?
Алла выдохнула, словно с облегчением, и, написав на подарочной открытке из "Сладкого подарка" несколько слов, отдала красивый пастельно-персиковый пакет официантке.
Через несколько часов Галина Романовна, заинтригованная сообщением об ожидающем её подарке, вернулась в кафе. Она взяла в руки пакет, прочитала записку и ахнула.
"Галя, спасибо тебе большое за Наташу Осипенко! Ты сделала для неё гораздо больше, чем я, её бывший классный руководитель. Мне очень жаль, что когда-то я не смогла сделать для тебя то же самое. Ещё раз спасибо и прости за всё. Алла, 10 "Г".
Благодарим за уделённое нам время! Поддержите нас подпиской и лайками и не забывайте оставить в комментариях свои отзывы и пожелания.