#гикэ_ниикн #москва #изменение_категории
По результатам государственной историко-культурной экспертизы эксперта Минкультуры России Владимира Тарновского изменена категория историко-культурного значения на объект культурного наследия федерального значения «Городская усадьба П.Хрящева - Шелапутиных, конец XVIII - 2-я половина XIX вв.: - Главный дом, 1790-е гг., середина XIX в.; - Южный флигель, 1790-е гг., 1807 г., 1910-е гг.; - Северный флигель, 1790-е гг., 1807 г., 1850-е гг.; - Ограда с пилонами ворот, XVIII - XIX вв.», г. Москва, Андроньевская пл., д. 6, стр. 1, 2, д. 8
Ансамбль расположен на территории Андроньевской площади, ограничен улицами: Волочаевской, Сергия Радонежского, Съезжинским переулком. В период создания в конце XVIII - 2-ой пол. XIX вв. - располагался в Земляном городе в непосредственной близости от Рогожской заставы по Камер-Калежскому валу с кордегариями.
Авторство проекта исследуемого Ансамбля приписывали одному из основоположников русского классицизма, новатору в сфере жилищного строительства Матвею Федоровичу Казакову, в современный период приписывается Р.Р.Казакову, сформировавшему классицистический образ Андроньвской площади, главному архитектору школы Экспедиции Кремлевского строения, выдающемуся зодчему, стоящему в одном ряду с В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым.
Элементы усадьбы составляют единый архитектурно-художественный Ансамбль, связанный с известными фамилиями: именитого купца и Московского городского правления бургермейстера П.Хрящева, одного из лидеров городского купечества и купеческого рода Шелапутиных, известных своей меценатской и благотворительной деятельностью.
Значительный урон домовладению Шелапутиных нанес московский пожар 1812 г., когда на участке остались одни каменные стены.
В 1882 г. домовладение по наследству перешло к потомственному почетному гражданину Петру Константиновичу Пустовалову и числился за ним до 1918 г. К 1880-м-1890-м гг. относится страховой план с описью строений владения Пустоваловых в Рогожской части, застрахованный в Северном страховом обществе. Каменный господский дом (лит. А) упоминался, как постройка «(…) в 4 этажа, крыт железом, высотою от земли до крыши 6 1/3 сажен, нижний этаж на 1 аршин углублен в землю, коридор и 3 комнаты со сводами, крыльца к 2 этажу каменные, а к нижнему этажу – деревянные, под лит. «а» в 4 этажа ретирады, крыт железом, состояния прочного».
Надстройкой еще двух этажей в 1939-1940 гг. искажается облик главного дома усадьбы Пустоваловых. Автором проекта выступал архитектор 8 мастерской Моссовета, аспирант МАРХИ А.А.Устинов (курс 1934 года). Оформление центрального фасада здания, обращенного на площадь Прямикова, проектировалось в стиле «сталинской» архитектуры.
Ансамбль из альбомов М.Ф. Казакова представляет собой каменный двухэтажный на цокольном этаже с бельведером усадебный дом, который фланкирован прямоугольными, обращенными торцами к площади, северным и южным, флигелями, образовавшими за домом парадный двор, в который вели две пары ворот.
Уличные фасады имели трехосевую композицию с прямоугольными боковыми оконными нишами и центральной арочной. Центральная часть была выделена креповкой. Внутри ниш над окнами на рисунке 1807 года С.С.Кессарино видны декоративные барельефы. Главный дом и флигели между собой были соединены высокой оградой с пилонами.
Во дворе был устроен широкий скругленный въездной пандус, украшенный колоннами или вазами, повторявший очертания скругленных дворовых ризалитов главного дома. Напротив пандуса располагалась скругленная решетчатая с пилонами мощная садовая ограда, поставленная между дальними углами флигелей и формировавшая овальную площадь двора. В дворовой части южного флигеля размещались каретный сарай и конюшня. За парадным двором располагался обширный сад. Во дворе и саду находилось несколько деревянных строений служебного и жилого назначения.
С южной стороны двор примыкал к усадьбам богатых московских купцов С.Тарасова и С.Лепехина. В северной части участка, вдоль красной линии Золоторожского вала стояли еще три каменных одноэтажных корпуса.
В 1851 году был перестроен главный дом одновременно с жилыми флигелями, а фасады были заново отделаны. Высокий парадный этаж главного дома был разделен на два уровня, что увеличило этажность здания. Бельведер и коринфский портик на уличном фасаде были разобраны. Стены цокольного и первого этажей были отделаны квадровым рустом.
В 1924 году на месте разобранных служб, отделявших парадный двор от сада, возведены сооружения жилкооператива завода «Серп и молот», замененные в послевоенное время четырехэтажным жилым объемом. Угловой корпус, стоявший на стыке Волочаевской улицы и улицы Прямиков, и примыкавшая к нему ограда были снесены. После пожара 1988 году на Северном флигеле были проведены реставрационно-восстановительные работы и был раскрыт архитектурный облик строения на период 1790-х годов.
В настоящее время Ансамбль состоит из главного дама, северного и южного флигелей и ограды с пилонами ворот. Северный флигель (д. 8) используется как лекторий и служебное помещение Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; южный флигель (д.6, стр. 2) – как помещения Юридической компании АНЭКС (ООО) и Антикризисного агентства по проведению процедур банкротства (ООО). Главный дом (д.6, стр. 1) находится в аварийном состоянии, не эксплуатируется.
По материалам государственной историко-культурной экспертизы
Приказ Минкультуры России от 15.07.2020 № 779