Так, я понимаю, что война нынче — больная тема, но постоянная рубрика канала «максимально странные конфликты» сама собой не заполнится. Так. Я уже рассказывал про сражение с Эму, джентльменскую схватку любителей алкоголя, самую долгую войну в истории (без единого выстрела), гастрономические конфликты и прочее. Но как насчёт многолетней битвы за яйца? Аха-ха-ха... смешно, скажите вы. Звучит забавно, но на деле грустно. Это действительно был конфликт, скорее близкий к пониманию гражданской войны. В ней тоже гибли люди, пусть и немного. Да-да, люди умирали за яйца. Серьёзно. Нет, это были вполне обычные, никакие не сказочные или там золотые Фаберже. Птичьи. Если быть точным — яйца кайры. И длилось это долгие годы. В общем, вот как всё было.
Когда-нибудь я напишу историю о том, кто именно разбогател на Золотой лихорадке в Калифорнии (и да, у них есть имена, и да, это одиночные люди, а не десятки или сотни человек). Но когда там нашли золото, туда ломанулись огромные количества людей. Целые толпы — до 100 тысяч человек в год приезжало в Калифорнию. Все они оседали плюс-минус в одном районе, где были хотя бы какие-то признаки цивилизации и внезапно этим охотникам за удачей открылась страшная правда. Оказывается, человеческим организмам нужно что-то кушать. А дикие земли не особо расположены к прокорму внезапно появившихся сотен тысяч людей, которые не очень горят желанием охотиться где-то за тридевять земель. Почему так далеко? А просто поблизости уже никого не оставалось — всех поохотили и съели. Продукты надо было завозить извне. Авиацию ещё не изобрели, корабли ходили тогда не очень часто, поэтому стоимость продуктов буквально взлетела до небес. Особо важно было обеспечить людей белком, и так получилось, что за одно банальное куриное яйцо в этой области просили примерно 30 нынешних долларов. Всё вокруг было подчищено... Всё кроме Фараллоновых островов, неподалёку от побережья Сан-Франциско. Другое название этого образования говорило само за себя — острова Мёртвых. Не дайте словам «острова» вам обмануть. По большому счёту — это были тупо скалы, торчащие из моря. Забраться на них было довольно сложно — они были скользкие от воды и гуано, которое щедро и тщательно производили обитающие там кайры. У них была вполне себе райская жизнь: еда вокруг есть, приятелей полно, безопасно. Ну ещё бы, какой дебил полезет на эти скалы, чтобы разграбить гнёзда?
«Вызов принят» — сказал Док Робинсон, окинув взглядом камни и подсчитав потенциальное количество яиц, которые там скрывались. После планирования он взял с собой лодку, зятя и отправился к этим островам. Работка была ещё той. С одной стороны — отвесные скалы в отходах жизнедеятельности чаёк, с другой — сами птицы, всеми силами защищавшие гнёзда и охреневшие от вторжения (поэтому срущие раза в три чаще). А потом ещё спускаться со скал надо. Но это того стоило. Даже факт, что на обратном пути, в результате небольших технических шоколадок, они потеряли половину «улова», не помешал им выручить около 3 тыс. долларов. Этого вполне хватило, чтобы открыть аптеку — давнюю мечту Робинсона. А затем, поняв, что на этом можно зашибать деньги, они тут же организовали свою компанию Pacific Egg Company и решили, что схватили самого бога за яйца (ха-ха-ха, каламбурчик), застолбив за собой острова Мёртвых. Даже вроде как бумажку какую-то сделали. С типа печатью и росписями. Но, как нынче понятно всем, написать что-то на бумаге, не значит сделать это реальностью. Другие разрозненные группы, в основном итальянская диаспора, перебивавшаяся рыболовством, увидели возможность заработать. И, конечно же, они кинулись её реализовывать — деньги нужны всем. Плюсом было то, что яйца кайры были больше и с более крепкой скорлупой, чем куриные, что положительно сказывалось на транспортировочных качествах. Минус: на вид и вкус они были похуже (отдавали рыбой, например), но это были проблемы конечных потребителей, а не добытчиков. Тем хотелось просто выжить и заработать.
Да не только скалы и чайки хорошо защищали яйца, но и другие ребята. Помните у Пратчетта? «Верхний пункт списка опасностей ожидающих искателей сокровищ — человек, прибывший как раз перед тобой». Эти острова на долгие годы превратились в поле боя. Были поножовщины и даже перестрелки. Pacific Egg Company отправляли вооружённых мужчин, которые отгоняли от островов других вооружённых мужчин, а когда прибывшее ко вторым вооружённым мужчинам подкрепление из ещё одних вооружённых мужчин с помощью стрельбы доказывало право быть на этих забытых богом островах, им в ответ со стороны вооружённых мужчин летели похожие свинцовые аргументы. Оружия и вооруженных мужчин в Калифорнии было много, а вот денег на всех не хватало.
И через какое-то время всё это превратилось в самый настоящий абсурд. Поэтому в дело вмешалось правительство США, как раз медленно доползшее до Калифорнии. Для начала острова забрали под федеральную юрисдикцию. Поводом стал маяк, который торчал там уже несколько лет. Простая логика — раз тут есть федеральный маяк, то он должен стоять на федеральной земле. Всё! Точка! Да ни фига подобного. Таким решением они просто внесли в формулу ещё одну переменную. Смотритель маяка, Айра Рэнкин потребовал своё право на сбор яиц, мол ему есть нечего, а он настолько любит яйца, что готов поглощать их тысячами. Естественно, это не понравилось ни Pacific Egg Company, ни «свободным яйцесобирателям». И вот уже пули летят с трёх сторон. Федералы, в ответ на это усложнение, просто достали попкорн и принялись наблюдать, что там ещё произойдёт. Ну, в смысле — им своих проблем хватало. Типа вот маяк, вот смотритель, пусть он там сам разбирается, у нас тут на юге страны какая-то хрень происходит.
Нет, там, конечно, были попытки прото-береговой охраны помешать бардаку, но это была скорее имитация. Не хватало ни людей, ни лодок, способных прекратить всю эту битву за яйца. И конец был немного предсказуем. В 1863 году наконец-то грянула буря, сошлось в одном месте большое количество народа и после двадцатиминутной перестрелки погибло несколько человек. Федералы схватились за голову и заявили — ууу... как тут всё запущено! Так, все игры кончились. После этого они передали Pacific Egg Company права на монопольный сбор яиц на островах. И точка. А да, чувак с маяка может собирать яйца, не спорьте с этим. И, казалось бы, война закончена. Казалось бы... Но нет. Проблемы продолжали продолжаться. Яйца, как оказалось — конечный ресурс. И они становились редкостью. Ведь первое, что делали собиратели яиц в начале каждого сезона — уничтожали все яйца, до которых могли дотянуться, но не смогли забрать. Почему? Ну, просто проблема яиц кайры была в том, что через какое-то время они становятся непригодными для еды. Их вкус напоминает хорошо полежавшую в тёплом месте тухлую рыбу. И вот, уничтожив яйца в пределах досягаемости, на следующий день, собиратели яиц гарантировали себе свежесть. Ну и, чтобы другим досталось поменьше — конкурентов никто не любит. О том, что такое горизонт планирования и инвестиции в будущее, люди с палками и ружьями как-то не особо задумывались. И вскоре поплатились.
Одну сторону правительство из уравнения вывело, а вот вторую... Вы же не забыли про маяк? Через несколько лет, когда количество яиц немного сократилось (с учётом того, что за 40 лет в Сан-Франциско было доставлено более 15 миллионов только зарегистрированных яиц), начались возмущения. Во-первых, сборщики Pacific Egg Company принялись качать права и требовать от смотрителя маяка перестать использовать противотуманный горн. Это якобы отпугивает всех чаек, и они плохо несутся. Естественно, с такими просьбами их послали, так как это было общим требованием безопасности для всех маяков. Сборщики, помня про ультиматум правительства, пошли в заданном им направлении, но обиду затаили. Во-вторых, в результате плохого отношения, они начали опять интересоваться у смотрителей, а действительно ли для питания нужны такие объёмы яиц, которые они собирают, якобы для личных нужд. И вообще, нам плевать, кто вам там, что разрешал, мы тут власть. Когда их послали повторно, кто-то пальнул в помощника смотрителя... И это было опрометчиво, потому что к 1881 году, правительство США в Калифорнии уже нарастило мышцы. И решили использовать эту причину, чтобы продемонстрировать свои новые возможности. Для этого они не нашли более изящного выхода, как тупо прислать войска на этот остров. Ребята с ружьями выгнали всех оттуда (кроме смотрителя маяка) и вообще запретили собирать яйца. А через некоторое время неподалёку развернули достаточно крупную птицефабрику, что резко обрушило рынок яиц. Стоимость яиц с островов упала буквально до нескольких центов за десяток. Впрочем, кайр это уже не спасло. Чайки так и не смогли нормально размножиться в этих краях ещё долгие годы. До всего безумия на Фарралонах жило более миллиона особей, а к началу 1970-х их насчитывало около 30 тысяч. Острова закрыли для посещения, создав из них заповедник, на который можно высаживаться только исследователям. Короче, вот они истинные жертвы войны.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.