Найти тему

Как клетчатая сумка построила экономику Новой России

Оглавление

После того, как Советский Союз исчез с карты мира, а «железный занавес» пал, жителей экс-СССР не так манили замечательные места в других странах и возможность путешествовать по миру, как шанс купить там недорогие товары, которых не хватало на родине. Сегодня, когда магазины и сервисы доставки распространены шире, чем театры и библиотеки, трудно представить, что еще 35 лет назад иностранные товары были диковинкой и поводом для хвастовства.

В то время на выбор были лишь товары государственных магазинов, и люди могли провести часы в очереди за обувью или одеждой

К концу 1980-х годов советские граждане получили разрешение на выезд за границу и стали активно покупать зарубежные товары от бытовой химии до кухонных приборов, чтобы перепродать их позже в Советском Союзе и получить «навар». Таких людей и стали называть «челноками».

Эпоха челноков на постсоветском пространстве

«Челноки» перевозили товары не в традиционных чемоданах, а в больших, недорогих клетчатых сумках. Когда Советский Союз распался, а его республики столкнулись с экономическими проблемами, торговля иностранными товарами стала для многих способом выживания.

После краха Советского Союза многие остались без стабильного источника дохода, так как на многих предприятиях зарплаты либо не выплачивались, либо платились продукцией фирмы: молоком, одеждой или вовсе гвоздями. Это привело к большим масштабным проблемам в обществе, особенно в районах с большим количеством крупных заводов и фабрик.

Те, кто раньше работал в сфере образования, медицины или инженерии, стали искать новые способы заработка. Одним из самых популярных стало торговое посредничество с зарубежными товарами.

Для жителей приграничных регионов было относительно просто отправляться в соседние страны — например, из западной России, Украины и Беларуси в Европу, из Санкт-Петербурга и окрестностей в Финляндию, а с Дальнего Востока в Китай. Особо популярной страной для российских «челноков» в 1990-х стала Турция.

Турецкие товары тех времен были известны своим качеством — будь то одежда, обувь или косметика. Их долговечность и относительно низкая стоимость делали их желанным выбором для многих.

Как люди перевозили товары из-за рубежа домой?

Добирались до других стран на самолетах, а все доступное пространство на борту выделяли для транспортировки товаров — стандартные ограничения по количеству багажа не мешали «челнокам», поскольку тогда авиакомпании к этому тогда относились снисходительно.

Даже проходы между сиденьями в самолетах часто заполняли большими клетчатыми сумками! Члены экипажа в основном относились к такому с пониманием, а иногда и сами делали бизнес на стороне — есть хотелось всем.

Организаторы этих экспедиций — так называемых «шоп-туров» — брали в аренду паромы, автобусы или поезда, особенно в районах, соседствующих с другими странами. Они направляли караваны торговцев к оптовым базам, заводам и розничным точкам для массовых закупок, а потом возвращали их обратно на родину с полными чемоданами вещей на перепродажу.

Такую работу нельзя было назвать легкой. На такую поездку приходилось занимать деньги, потом с трудом таскать тяжелые сумки и, наконец, торговать на открытом воздухе независимо от погоды, и все это за не такую и большую прибыль.

В то время официальные ограничения на перемещение капитала еще действовали: например, из России можно было вывезти всего до 700$. Из-за этого многие «шоп-туристы» занимались вывозом товаров, которые можно было быстро продать за границей: советские фотоаппараты, очень востребованные за рубежом, украшения или алкогольные напитки.

Вырученные деньги «челноки» сразу инвестировали в покупку товаров для дальнейшей перепродажи на родине. Некоторые граждане объединяли усилия, чтобы вывезти больше валюты, закупить больше товаров и получить больше прибыли.

Вещами обычно торговали на городских рынках. В каждом крупном городе бывшего СССР было несколько таких мест, где можно было купить практически все! На территории Москвы наиболее популярными точками для торговли были рынок на «Лужниках» и Черкизовский рынок — были и другие места, но «Черкизон» и «Лужники» считались самыми людными.

Именно на «Черкизоне» было множество не только местных покупателей, но и торговцев из дальних уголков страны. Все стремились заработать, не тратя время и средства на пересечение границы. Уже к середине 90-х на Черкизовском рынке появились торговцы из бывших республик Союза и других азиатских стран с их ассортиментом товаров.

Закат эпохи «челноков» и ее влияние на Россию

Время делало свое дело: новые таможенные нормативы, ограничение по весу багажа от авиаперевозчиков и попытки городских властей навести порядок на рынках, которые стали рассадниками преступности и незаконных продаж оружия, наркотиков и даже людей — все это сделало «челночную» торговлю совсем неудобной. Кроме того, экономический кризис 1998 года и обесценение рубля привели к банкротству многих, у кого были долларовые долги.

С приходом 2000-х в российских городах и ПГТ начали строить торговые центры, стали открываться филиалы зарубежных компаний. «Челночная» торговля постепенно отошла на второй план, рынки начали прекращать работу.

Точную оценку масштабов теневой экономики, связанной с «челноками», дать затруднительно: по разным источникам, в середине 1990-х эта деятельность могла составлять до трети всего импорта в страну. По предположительным расчетам экономистов, до 10 миллионов россиян зарабатывали себе на жизнь клетчатой сумкой.

Этот короткий, но значимый отрезок в новейшей истории страны отмечен и в публичном искусстве. В различных регионах России даже есть памятники в честь «челноков», ставшие местными достопримечательностями. Как правило, они расположены около современных торговых центров, которые пришли на смену рынкам 90-х.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Страшный мир без антибиотиков: сможет ли выжить человек со 100%-й резистентностью?

Необычные законы современного Израиля. Часть 1

Дресс-код в Чечне: пять советов гостям республики

Как советским гражданам «впаривали» ненужные товары в магазинах

Непростительная грубость: необычные неприличные жесты