На прошедшей недавно выставке Комтранс 2023 были представлены опытные образцы новых Соболь и Газель NN. Автомобили технически очень продвинутые, но более всего они удивили новым силовым агрегатом - G21C1, 2.5 литровый турбодизельный четырёхцилиндровый мотор, который придёт на смену "санкционному" Cummins ISF 2.8. Итак, что же известно про этот двигатель? Давайте разберёмся!
G 2.5 - что это за мотор?
G21C1, он же G 2.5 - это действительно новый двигатель, но не отечественной разработки, а китайской. На родине в Китае он именуется как Foton Aucan FD25. Мотор стал устанавливаться на лёгкую коммерческую технику в 2021 году и сразу же зарекомендовал себя очень хорошо. Двигатель экономичный и беспроблемный при надлежащем обслуживании. Ресурс его заявлен в 500 тыс. км. пробега до капитального ремонта (а двигатель вполне себе ремонтопригодный). Собственно, их он благополучно и выхаживает в Китае.
Устройство и технические характеристики G 2.5
Двигатель будет собираться на Горьковском автозаводе. Мотор не будет абсолютной копией китайского - у него будет своя топливная система ЯЗДА, а управляться он будет отечественным ЭБУ марки ИТЭЛМА.
Блок цилиндров G21C1 - чугунный, четырёхцилиндровый. ГБЦ алюминиевая, со встроенным выпускным коллектором и с двумя распредвалами (у Cummins ISF 2.8 - 1 распределительный вал), есть гидрокомпенсаторы. Привод ГРМ ременной. Коленчатый вал - кованный, поршни - безвтыковые. Степень сжатия топливной смеси - 17,5 к 1. Давление впрыска топлива в Common rail на аппаратуре ЯЗДА будет достигать 2 000 бар, что соответствует немецким конкурентам.
В 2,5 литровый мотор будет заправляться всего 5,5 литров масла, что положительно скажется на цене ТО. Однако, не скажется ли подобная экономия на ресурсе? На практике китайцев - не сказалась. Как уже было сказано выше - мотор до ремонта выхаживает 500 000 км и более. Что не так уж и много для коммерческой техники, но этот показатель не меньше, чем у его предшественника - Cummins ISF 2.8, который зачастую и этого пробега до ремонта не достигал.
Двигатель соответствует эконормам Евро-5, но будут и удешевлённые версии под Евро-2 и Евро-3.
Мощность G 2.5 в сравнении с Cummins ISF 2.8
Мощностные характеристики так же порадуют новых владельцев - G 2.5 при меньшем объёме будет выдавать ту же мощность, что и Cummins - 149,6 л.с., однако, крутящий момент у G 2.5 значительно выше и составляет 420 Н*м, тогда как у Cummins всего 320 Н*м пикового крутящего момента. Больше крутящего момента дадут автомобилю с G 2.5 на 15% лучшую разгонную динамику, чем с Cummins ISF 2.8, при одинаковой массе машины.
Кстати, о массе. G 2.5 значительно легче Cummins ISF, разница составляет 65 килограмм, так как масса G 2.5 - 228 кг. За счёт меньшего веса, меньшего объёма, большей степени сжатия и более современной топливной аппаратуры G 2.5 будет на 7-9% экономичнее Cummins ISF. Расход топлива с G 2.5 под капотом будет составлять 10 - 11 литров в смешанном цикле.
Итого, если посмотреть на G 2.5 и Cummins ISF 2.8 в сравнении, то G 2.5 будет выигрывать по всем параметрам, что и не удивительно, ведь это современный дизельный двигатель, разработанный совсем недавно. Но уже очень хорошо себя зарекомендовавший на практике.
В общем и целом
Газель NN и Соболь NN в новых своих исполнениях получат не только передовой турбодизель, но и современные КПП под стать мотору. ГАЗ разработал свою МКПП на 6 ступеней для дизельных моторов, которая будет держать до 450 Н*м крутящего момента. Что как раз с запасом для G 2.5.
А некоторые комплектации Газели NN даже получат в своё распоряжение семиступенчатый роботизированный преселектив разработки Foton. Так что, без двухпедальной версии Газель не останется. Кроме того, автомобили получат современный салон, новую мультимедиасистему и даже пневматическую заднюю подвеску, для более удобной погрузки грузов и естественно, большего комфорта на ходу.
Правда, и цены на новое семейство NN будут кусачими. Газели начнутся примерно от 3.1 - 3.2 млн. рублей. О Соболях данных пока нет, но скорее всего стартовая версия будет не на много дешевле.