В этом году исполняется 550 лет со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними.
— Псково-Печерская обитель — единственный в нашей стране монастырь, где не прерывалась традиция старчества. Как зародилось и что способствовало укреплению и сохранению старчества на Псковской земле?
Иеромонах Прохор: Исторические и географические условия благоприятствовали формированию в нашей святой обители такого феномена, как старчество. Если обратиться к истории, монастырь основал преподобный Марк, ученик преподобного Евфросина Псковского, одного из великих подвижников благочестия. Этот святой не только уединился в пустыни, но и взрастил целую плеяду учеников, которые прошли по всей Псковской земле и просветили ее светом Евангелия. Преподобный Евфросин готовил монахов-миссионеров, которые из обители шли в те места, где процветало язычество. Монастырь с самого начала существования был в некоторой степени миссионерским. Связанная с этим традиция сохранялась и при преподобномученике Корнилии, когда во время Русско-ливонской войны на вновь присоединенных к русскому государству территориях за счет монастыря строились и снабжались необходимыми богослужебными книгами и утварью храмы. И те люди, которые проживали рядом с монастырем, или обращавшиеся в монастырь за помощью в нелегкие дни войны, были крещены преподобномучеником Корнилием. Недалеко от обители до сих пор существует поселение Сигова, где проживает народность сету (малый прибалтийско-финский народ), предков которых крестил этот псково-печерский игумен. Каждый год на престольный праздник монастыря — Успение Пресвятой Богородицы — сету приходят в национальных костюмах, они с глубоким почтением относятся к своему просветителю.
В ХIХ веке здесь подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, известный своей строгой подвижнической жизнью.
Расцвет старчества в Печорах пришелся на ХХ век. В начале столетия в монастыре жил иеросхимонах Феодосий, который встречал в обители 5 августа (ст. ст.) 1903 года царя Николая II и царицу Александру Федоровну. Позже в обитель пришли архимандрит Мефодий (Холмский), преподобный Симеон Псково-Печерский, схиархимандрит Агапий (Агапов).
По Промыслу Божиему обитель создавалась преподобными на самой границе, которая проходила между Россией и Ливонией (территории современных Латвии, Эстонии и Литвы). В 1920 году часть приграничной территории, в том числе и Псково-Печерский монастырь, отошли к Эстонии по мирному Тартускому договору, что спасло его от закрытия. Развитие международных отношений по результатам заключения пакта Молотова — Риббентропа в 1939 году привело к тому, что Эстония была в 1940 году присоединена к СССР, и монастырь оказался на советской земле. Многих старцев привлек наш наместник архимандрит Алипий (Воронов). Он был участником Великой Отечественной войны и собрал вокруг себя монахов — бывших фронтовиков: отца Паисия, отца Иеронима, иеродиакона Анатолия, отца Нафанаила.
Позже пришли отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Адриан (Кирсанов).
Полностью интервью читайте в августовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№8, 2023) и на нашем сайте: http://www.e-vestnik.ru/interviews/pecherskie_podvizhniki_blagochestiya_12924/
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви открыло онлайн-подписку на «Журнал Московской Патриархии» на 2024 год.
Адрес: http://podpiska.jmp.ru.
В публикации использованы материалы Журнала Московской Патриархии и Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.