Нонконформизм - неофициальное искусство СССР. Для искусствоведов и теоретиков привычным является словосочетание "советский нонконформизм". В этом есть противоречие. Советское - масштабное и всё побеждающее. Это был глобальный исторический процесс. Поэтому, если существовали нонконформисты на советской территории, то как творческие личности , кружки, без объединений в творческие союзы. В основном работали "в стол" прекрасно осознавая, что эти творческие поиски "для себя", и показать "при жизни" вряд ли получится. По содержанию, по форме, техническому исполнению, выбору материалов и форматов нонконформисты абсолютно отличались друг от друга. По одной тропинке шли друг за другом авторы "советской национальности" , которые шёпотом и погромче озвучивали "совок" и "совдеп" в цвете и в чёрно-белом вариантах, чтобы посмеяться над утопичностью советской идеи. Их произведения с доминированием политических соображений были востребованы на западном рынке искусств. Не скрывалось идеологическое содержание как контр выпад на основы социалистического реализма. Но был и русский нонконформизм Владислава Ивановича Несынова, который "особняком", минуя "питерское и московское", широко представлен в постоянной экспозиции музея Зиммерли в настоящее время как фаворит в рекордном количестве 15 произведений.
https://zimmerli.emuseum.com/search/%22vladislav%20nesynov%22
О нём не принято говорить. Кроме "московского и питерского" существуют украинский и азербайджанский нонконформизм. Всё русское отрицалось и отрицается в большей степени благодаря тому, что оно молчаливое, без протеста, глубоко провинциальное и не политизировано. Его природа происхождения не понятна и не известна московским и питерским теоретикам. Однако, именно русский нонконформизм в исполнении Владислава Несынова стал настоящим открытием в 1993 году для американского коллекционера Нортона Доджа, который стал фанатом и приобрёл более 100 авторских произведений художника.
Профессор Нортон Додж (15 июня 1927 – 5 ноября 2011) - американский экономист и педагог, собрал одну из самых крупных коллекций произведений искусства советской эпохи за пределами Советского Союза. Его интересовал исключительно исторический период с датами создания произведений от 1945 до 1985 года, позднее - до 1991 года.
Художественный музей Зиммерли расположен на территории Ратгерского университета в Нью - Брансуике, штат Нью-Джерси. В музее хранится более 60 000 произведений, в том числе русское и советское нонконформистское искусство из знаменитой коллекции Нортона Доджа, американское искусство с XVIII века до наших дней и шесть веков европейского искусства с особым акцентом на французском искусстве XIX века. Музей также известен своими коллекциями гравюры, рисунка, фотографии, книжной иллюстрации и редкой книги.
Познакомимся с некоторыми произведениями русского нонконформиста Владислава Ивановича Несынова, находящимися в постоянной экспозиции музея Зиммерли, с авторскими комментариями художника к своим работам.
В настоящее время это графическое произведение Владислава Ивановича Несынова в постоянной экспозиции классики русского нонконформизма в одном из самых крупных музеев США , Зиммерли. Создано в 80-х годах прошлого столетия. От автора: " Этот лист сделан в Иркутске, недалеко от автовокзала был старый район, где я любил рисовать. Дома вросли в землю. У закрытых окон дуальная голова женского и мужского образов предков, и тоже в земле. Они как памятник у дома № 41, как нижний мир, столкнувшийся с фашистами в 1941 году. А вверху образы золотой святости терпения и любви своего домашнего очага русскими людьми, сибиряками. Как несбывшаяся мечта о возвращении домой с поля битв и лагерей.. Навсегда запомнил , как ходят сибиряки стенка на стенку. Это звук грандиозной молчаливой бойни, хруст костей , стоны и вздохи, пыльное облако над происходящим. Никакой другой народ, кроме глубинного русского, этого не выдержит и не дай Бог провоцировать этих людей. Обыкновенная палка в их руках является смертельным оружием..."
Комментарий от автора : "Берегиня" - графический лист о "материнском духе" глубинных русских людей. Казалось, жизнь в таких условиях, материально неблагополучная. Каждая досточка, каждый гвоздик складываются в единый образ борьбы за выживание. Когда сибирский человек узнаёт, что и это у него хотят отобрать, он не предсказуем, жестоко молчалив, свободолюбив и воинственен. Хотелось через этот графический лист показать настоящую суровую действительность."
Комментарий от автора : "Графический лист "Столпники, столбы и кровати" является попыткой осмысления связей с историей формирования свободолюбивой русской души в глубинных землях за Уралом. На первый взгляд в увиденном нет никакой визуальной логики. Но, конечно, она есть. Я воспользовался классическим древнерусским делением плоскости на три мира: нижний, средний , верхний , и добавил реалистичного абсурда. Вкопанные спинки кроватей стали основой земледельческой грядки в нижнем мире. Столбы, желающие свалиться на новые грядки снабжены подпорками и продолжают работу среднего мира в осуществлении связи нижнего с верхним. Верхний мир спокойно взирает на то, что происходит под ним . Небесные столпники готовы побеседовать и дать совет."
" Точка отсчёта. Капля портрета". Графический лист в постоянной экспозиции Зиммерли Музея, США.
- Когда этот лист был создан?
- В начале восьмидесятых. Я увлекался математикой в изобразительном искусстве и эта работа создана на основе формул. Поэтому она выглядит как запись в тетради. Из капли зарождается жизнь, и получается портрет.
Американские коллекционеры Нортон и Нэнси Додж https://ru.wikipedia.org/wiki/Додж,_Нортон возвели Владислава Несынова в ранг небожителей русского нонконформизма и с удовольствием приобретали его произведения. "Оранта" – это Богородица, молящаяся за человечество, просящая снисхождения у Своего Сына. Поэтому в таком чисто русском явлении, как иконостас, который в русских церквях отделяет алтарь от того нефа, где молятся верующие, обязательно есть ряд, который называется деисус. Владислав Несынов создал образ искалеченного деисуса как природу после вмешательства человеческой цивилизации .
Ещё одно произведение русского художника Владислава Ивановича Несынова, находящееся в постоянной экспозиции одного из самых крупных музеев США, Зиммерли. "Путешествие на бревне. Игирма". Оно написано по впечатлению от последней книги "Нового завета" Иоанна Богослова "Откровение" Автор рассказывает : "Альфа - Омега не виден с первого взгляда. Я старался создать микроскопическое видение человеческой крови, плазмы. И в них плавают тельца на брёвнах, как в затопленных местах в Сибири. Это удалось сделать. Пусть зритель ищет изображение Альфа -Омеги!"
Два графических листа "Кот" и "Разбитое окно" находятся в постоянной экспозиции музея Зиммерли. Комментарии автора: "В 80-е годы районы с деревянными постройками ждали, когда их переселят в благоустроенные дома. Социалистическое строительство шло медленно. Ожидание процесса переезда затягивалось , ломались судьбы и семьи. Многие в таких условиях снимали стресс алкоголем. Эти два листа как образ сломанной старой идиллии без создания новой. Цветовая экспрессия позволила передать психологическое состояние в обществе ."
Комментарий автора: "Произведение "Киоск" вызвало бурю эмоций Нортона Доджа. Он сказал, что это настоящий шедевр, свидетельствующий об окончании правления Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Леонида Брежнева. Люди в ожидании перемен ищут новости, ждут их. Это произведение - автобиография. На лавке художник Иван Иванович Несынов, мой папа. Всё происходит на проспекте Мира в г. Красноярске. В нашей семье происходили события, связанные с устройством в художественный институт, на должность преподавателя, старшего Несынова. Ему предстояло набирать группу живописцев. В тряпичной сумке прячется скромный продуктовый набор. Казалось, что наша страна готова к позитивным изменениям. Но в атмосфере тех лет присутствовало напряжение. Никто не знал, что ждёт страну после ухода Леонида Брежнева"