Найти в Дзене

5 психологических травм детства, которые мешают и во взрослом возрасте.

Все проблемы родом из детства... Детство – прекрасная пора. Ребенок пока еще не знает, что его ждет впереди, какие проблемы и испытания подкинет ему жизнь. Он живет, изучая внешний мир, ежедневно получая новые знания. Не знает он и того, что условия жизни, отношение к нему близких накладывают отпечаток на его дальнейшее существование. Травмы детства зачастую забываются, но не исчезают навсегда, а укореняются в подсознании, всплывая внезапно и в самый неожиданный момент. Почему у взрослой женщины плохие отношения с матерью? Или она выбирает мужчин с зависимостью? Почему молодой человек крайне не уверен в себе и никак не может построить гармоничные отношения? Почему нет доверия к миру? Все это, как правило, – отголоски детства, неправильного воспитания, эмоциональной холодности родителей, насилия (морального и физического). Почему травмы детства влияют на нашу жизнь? Ребенок рождается с набором определенных врожденных качеств. Однако фактически его сознание пока не заполнено информацией
Оглавление

Все проблемы родом из детства...

Детство – прекрасная пора. Ребенок пока еще не знает, что его ждет впереди, какие проблемы и испытания подкинет ему жизнь. Он живет, изучая внешний мир, ежедневно получая новые знания. Не знает он и того, что условия жизни, отношение к нему близких накладывают отпечаток на его дальнейшее существование.

Травмы детства зачастую забываются, но не исчезают навсегда, а укореняются в подсознании, всплывая внезапно и в самый неожиданный момент.

Почему у взрослой женщины плохие отношения с матерью? Или она выбирает мужчин с зависимостью? Почему молодой человек крайне не уверен в себе и никак не может построить гармоничные отношения? Почему нет доверия к миру? Все это, как правило, – отголоски детства, неправильного воспитания, эмоциональной холодности родителей, насилия (морального и физического).

Почему травмы детства влияют на нашу жизнь?

Ребенок рождается с набором определенных врожденных качеств. Однако фактически его сознание пока не заполнено информацией. Малыш не умеет говорить, думать, обслуживать себя. Более того, он попадает в определенную социальную среду, которую не выбирал: так распорядилась природа. Один родился в успешной, богатой семье. Другой – в проблемной. Третий воспитывался одним родителем. Четвертый в детстве стал свидетелем психотравмирующей ситуации.

Ребенок развивается. Первое, что он видит – его семья. Мама, папа являются для него авторитетом. Если они что-то говорят, значит, это верно. Ведь не может быть так, чтобы самые близкие люди ошибались. Родители являются примером. Вместе с тем применяют к ребенку правильный с их точки зрения стиль воспитания.

Для ребенка родители – авторитет. И зачастую они пользуются его беззащитностью, невозможностью дать отпор. Ребенок полностью зависим от взрослых. Он пока еще не может обеспечить сам себя, заботиться о здоровье и безопасности. И вместе с этим он не способен защититься и от родительского влияния.

Бунт наступает в подростковом возрасте. Ребенок взрослеет, приобретает все больше независимости. Однако и здесь влияние родителей велико.

В гармоничной семье наказания применяются строго по делу и в зависимости от тяжести проступка. Ребенка любят, принимают его индивидуальность. Сложнее тем детям, которые растут в атмосфере нелюбви, насилия, газлайтинга.

Ребенок, которого не любят, пытается всеми силами завоевать внимание родителей. Однако попытки его бесполезны. Он пытается привлечь внимание хорошими поступками, успехами в учебе, спорте или, наоборот, деструктивным поведением: драками, воровством, различного рода зависимостями, самоповреждающим поведением. Все эти факторы сказываются на развитие характера и личностных черт.

Травма брошенности или покинутости

-2

Эту травму ребенок может приобрести в раннем возрасте, в период от самого рождения до одного года.

Основная причина – отсутствие физического контакта ребенка с матерью. Важно понимать, что под отсутствием имеется в виду не периодическое отсутствие матери, а длительная разлука. К примеру: ранние ясли (с 6–10 месяцев), послеродовое раздельное нахождение матери и ребенка, даже суточный отдых на выходные без ребенка может привести к последствиям.

Они могут проявляться в основе зависимостей (в совершенно разных вариантах), а также психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе. У человека формируются проблемы с самооценкой, так как он возвращается в состояние никому не нужного, брошенного ребенка.

Травма отвержения

-3

Возникает во время общения с эмоционально холодной матерью. Если мать присутствует физически рядом с ребенком, но не вовлекается эмоционально, а также проявляется отсутствие психологического контакта.

Из-за этого человек уже в детстве может испытывать чувство собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. А если таким ребенком была девочка, то из нее также может вырасти холодная мать.

Последствиями во взрослой жизни можно считать: недоверие к миру, недовольство собой, отрицание своих потребностей и собственной значимости, чувство неполноценности, стертые личные границы, неспособность отстоять свое мнение, чувство стыда, внутриличностные конфликты.

Травма лишения

-4

Чаще всего она возникает во время игнорирования потребностей ребенка, то есть родители просто не реагируют на плач ребенка, могут обесценивать страхи (о которых он говорит), не учитывают его физическое и психологическое состояние.

Однако не стоит думать, что только отсутствие реакции может привести к этой травме, ведь гиперопекающие родители могут игнорировать потребность сына в самостоятельности. Для ребенка, который впоследствии станет взрослым, это имеет следующие негативные последствия: обесценивание себя, не понимание того, что нужно («хочется чего-то, но не знаю чего»).

Травма предательства

-5

Эта травма возникает из-за «предательства» родителя противоположного пола. Но слово «предательство» взято в кавычки не случайно, это означает, что оно таковым является не в общепринятом понимании, а в понимании ребенка (в возрасте от рождения до подросткового периода). Это в большинстве случаев относится к родителю противоположного пола. Само ощущение предательства возникает в момент, когда родитель уходит из контакта с ребенком (в другую семью, в работу с головой или вредные привычки) и остается ощущение, что он предпочел кого-то другого. Совсем маленькие дети (от 1 до 3 лет) могут расценить уход на весь рабочий день точно таким же «предательством», сюда относится и обман, например, если мать говорит, что придет совсем скоро, но в итоге не выполняет обещание.

С последствиями этой психотравмы очень часто обращаются к психологам: невозможность построить близкие отношения с противоположным полом. Также эта травма может вылиться в невыносимую ревность, появление напряжения после нескольких первых встреч, необъяснимый уход партнера, когда все, казалось, идет хорошо.

Одним из вариантов такой травмы считается травма «свержения с трона», которая часто возникает у старшего ребенка в семье после рождения младших братьев и сестер, которым достается все внимание. В таких случаях может добавиться травма лишения, ведь ребенку вдруг резко предлагают повзрослеть и помогать в воспитании. Последствия у этой психотравмы могут быть такими: потеря чувства доверия, взрослый будет уходить из крайности от отчуждения до противоположного состояния и пытаться угодить всем окружающим. К негативным последствиям во взрослой жизни также относится гиперконтроль, который закладывается с детства, чтобы все можно было предвидеть и избежать предательства в будущем.

Травма унижения, или нарциссическая травма

-6

Негативное психологическое воздействие может оказать отсутствие эмоционально-положительного подкрепления ребенка: «Ты могла бы постараться лучше. Ты недостаточно хороша. Вот посмотри, как Лена себя ведет, почему ты не можешь быть как все нормальные девочки?» Такими посылами родители доносят мысль: «Заслужи нашу любовь, ты должен соответствовать образу, функционируй правильно». В русском менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей за все подряд, начиная от проявления эмоций маленького ребенка до плохих оценок в школе. Это часто приводит к постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (чтобы подсознательно доказать свою ценность), постоянному чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать везде, в том числе и в личных отношениях.