Все проблемы родом из детства...
Детство – прекрасная пора. Ребенок пока еще не знает, что его ждет впереди, какие проблемы и испытания подкинет ему жизнь. Он живет, изучая внешний мир, ежедневно получая новые знания. Не знает он и того, что условия жизни, отношение к нему близких накладывают отпечаток на его дальнейшее существование.
Травмы детства зачастую забываются, но не исчезают навсегда, а укореняются в подсознании, всплывая внезапно и в самый неожиданный момент.
Почему у взрослой женщины плохие отношения с матерью? Или она выбирает мужчин с зависимостью? Почему молодой человек крайне не уверен в себе и никак не может построить гармоничные отношения? Почему нет доверия к миру? Все это, как правило, – отголоски детства, неправильного воспитания, эмоциональной холодности родителей, насилия (морального и физического).
Почему травмы детства влияют на нашу жизнь?
Ребенок рождается с набором определенных врожденных качеств. Однако фактически его сознание пока не заполнено информацией. Малыш не умеет говорить, думать, обслуживать себя. Более того, он попадает в определенную социальную среду, которую не выбирал: так распорядилась природа. Один родился в успешной, богатой семье. Другой – в проблемной. Третий воспитывался одним родителем. Четвертый в детстве стал свидетелем психотравмирующей ситуации.
Ребенок развивается. Первое, что он видит – его семья. Мама, папа являются для него авторитетом. Если они что-то говорят, значит, это верно. Ведь не может быть так, чтобы самые близкие люди ошибались. Родители являются примером. Вместе с тем применяют к ребенку правильный с их точки зрения стиль воспитания.
Для ребенка родители – авторитет. И зачастую они пользуются его беззащитностью, невозможностью дать отпор. Ребенок полностью зависим от взрослых. Он пока еще не может обеспечить сам себя, заботиться о здоровье и безопасности. И вместе с этим он не способен защититься и от родительского влияния.
Бунт наступает в подростковом возрасте. Ребенок взрослеет, приобретает все больше независимости. Однако и здесь влияние родителей велико.
В гармоничной семье наказания применяются строго по делу и в зависимости от тяжести проступка. Ребенка любят, принимают его индивидуальность. Сложнее тем детям, которые растут в атмосфере нелюбви, насилия, газлайтинга.
Ребенок, которого не любят, пытается всеми силами завоевать внимание родителей. Однако попытки его бесполезны. Он пытается привлечь внимание хорошими поступками, успехами в учебе, спорте или, наоборот, деструктивным поведением: драками, воровством, различного рода зависимостями, самоповреждающим поведением. Все эти факторы сказываются на развитие характера и личностных черт.
Травма брошенности или покинутости
Эту травму ребенок может приобрести в раннем возрасте, в период от самого рождения до одного года.
Основная причина – отсутствие физического контакта ребенка с матерью. Важно понимать, что под отсутствием имеется в виду не периодическое отсутствие матери, а длительная разлука. К примеру: ранние ясли (с 6–10 месяцев), послеродовое раздельное нахождение матери и ребенка, даже суточный отдых на выходные без ребенка может привести к последствиям.
Они могут проявляться в основе зависимостей (в совершенно разных вариантах), а также психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе. У человека формируются проблемы с самооценкой, так как он возвращается в состояние никому не нужного, брошенного ребенка.
Травма отвержения
Возникает во время общения с эмоционально холодной матерью. Если мать присутствует физически рядом с ребенком, но не вовлекается эмоционально, а также проявляется отсутствие психологического контакта.
Из-за этого человек уже в детстве может испытывать чувство собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. А если таким ребенком была девочка, то из нее также может вырасти холодная мать.
Последствиями во взрослой жизни можно считать: недоверие к миру, недовольство собой, отрицание своих потребностей и собственной значимости, чувство неполноценности, стертые личные границы, неспособность отстоять свое мнение, чувство стыда, внутриличностные конфликты.
Травма лишения
Чаще всего она возникает во время игнорирования потребностей ребенка, то есть родители просто не реагируют на плач ребенка, могут обесценивать страхи (о которых он говорит), не учитывают его физическое и психологическое состояние.
Однако не стоит думать, что только отсутствие реакции может привести к этой травме, ведь гиперопекающие родители могут игнорировать потребность сына в самостоятельности. Для ребенка, который впоследствии станет взрослым, это имеет следующие негативные последствия: обесценивание себя, не понимание того, что нужно («хочется чего-то, но не знаю чего»).
Травма предательства
Эта травма возникает из-за «предательства» родителя противоположного пола. Но слово «предательство» взято в кавычки не случайно, это означает, что оно таковым является не в общепринятом понимании, а в понимании ребенка (в возрасте от рождения до подросткового периода). Это в большинстве случаев относится к родителю противоположного пола. Само ощущение предательства возникает в момент, когда родитель уходит из контакта с ребенком (в другую семью, в работу с головой или вредные привычки) и остается ощущение, что он предпочел кого-то другого. Совсем маленькие дети (от 1 до 3 лет) могут расценить уход на весь рабочий день точно таким же «предательством», сюда относится и обман, например, если мать говорит, что придет совсем скоро, но в итоге не выполняет обещание.
С последствиями этой психотравмы очень часто обращаются к психологам: невозможность построить близкие отношения с противоположным полом. Также эта травма может вылиться в невыносимую ревность, появление напряжения после нескольких первых встреч, необъяснимый уход партнера, когда все, казалось, идет хорошо.
Одним из вариантов такой травмы считается травма «свержения с трона», которая часто возникает у старшего ребенка в семье после рождения младших братьев и сестер, которым достается все внимание. В таких случаях может добавиться травма лишения, ведь ребенку вдруг резко предлагают повзрослеть и помогать в воспитании. Последствия у этой психотравмы могут быть такими: потеря чувства доверия, взрослый будет уходить из крайности от отчуждения до противоположного состояния и пытаться угодить всем окружающим. К негативным последствиям во взрослой жизни также относится гиперконтроль, который закладывается с детства, чтобы все можно было предвидеть и избежать предательства в будущем.
Травма унижения, или нарциссическая травма
Негативное психологическое воздействие может оказать отсутствие эмоционально-положительного подкрепления ребенка: «Ты могла бы постараться лучше. Ты недостаточно хороша. Вот посмотри, как Лена себя ведет, почему ты не можешь быть как все нормальные девочки?» Такими посылами родители доносят мысль: «Заслужи нашу любовь, ты должен соответствовать образу, функционируй правильно». В русском менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей за все подряд, начиная от проявления эмоций маленького ребенка до плохих оценок в школе. Это часто приводит к постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (чтобы подсознательно доказать свою ценность), постоянному чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать везде, в том числе и в личных отношениях.