Место не такое распиаренное, как Мраморный завод, но куда атмосфернее и напоминает поездки по городам призракам. Итак, приезжаем на станцию "Льнозавод".
Сворачиваем на тропу за заброшенной станционной кассой. Сразу нам встречается мост через Иню, как в селе Льниха. Мост уже более крепкий и добротный, не расшатывается при ходьбе, но машины по нему проехать не могут, зачем тогда такой качественный?
Виды с моста живописные. Чувствуется простор, свежий воздух и возможность дышать полной грудью усиливает эффект.
Идем прямо и не сворачиваем. Сельские пейзажи вызывают чувство безмятежности и окутывают уютом.
Покажем удивительное изобретение, которое городской житель вряд ли узнает:
Наши друзья из Беларуси называют это электропастухом, именно так он выглядит, это не робот и не датчики. Комбикорм не может обеспечить полноценное питание для скота. Некоторые даже отмечают, что летом масло и молоко вкуснее. Поддерживаются поля с луговыми травами, где коровы насыщаются полезными веществами и не вытаптывают поля с полезными культурами.
Налюбовавшись живой природой, идем дальше погружаться в деревенский вайб и искать тот самый льнозавод.
Заходим в привычный КООП, погружаемся в забытую реальность, где нужна наличка и идем дальше
Не упускаем возможность воспользоваться бесплатным таксофоном на торце магазина.
Робко идем по тропе в ожидании, что мы идем по неправильному пути. Но нам открывается то, о чем мы и мечтать не могли:
Большая редкость, подобные арки с парадным входом на производство нынче можно встретить только в советских фильмах. Труженики полей и заводов, подобно войскам, принесшим победу, ежедневно проходили через такие ворота. В Новосибирске существовала металлическая арка с советской символикой, но недолго. Удивительно, что Буготакская арка сохранилась к 2023 году и не была сдана на металл оптимизаторами советских ресурсов.
В 1947 году возведена триумфальная арка в честь XXX-летия Великого Октября на ул. Станционной. Арка была создана усилиями рабочих завода «Сибсельмаш» (в недавнем прошлом Сибметаллстрой) и представляла собой достаточно примитивный каркас из стали, опирающийся на тяжелый и еще более грубый каменный цоколь. На ажурный металлический каркас были водружены флажки – по десять с каждой стороны. Со стороны входа под каждым из них в картушах шли буквы, образующие надпись «Сибсельмаш». Доминантой композиции стали четыре мачты, фланкирующие арку, и крупный картуш с римскими цифрами «XXX». В августе 1985 года арка была снесена в связи с расширением ул. Станционной и за неимением архитектурной ценности.
Вернемся к заводу, судьба его все еще непонятна нам, стоит огромное количество техники, подверженной влиянию времени и дождей, но в общем-то целой. Не покидает ощущение, что территория охраняется и за нами побежит охранник или раздастся лай цепных овчарок.
Как писал один комментатор на Яндексе: "Место чудесное, очень живописное и прекрасное... Сама территория завода, как "зона" из фильма Тарковского "Сталкер".
Чувство тревоги и настигающей опасности не подвело. Пока мы рассматривали внутренности грузовичка, к нам подошел мужчина с возгласом: "А что мы тут делаем?". Растерявшись, мы ответили, что просто фотографируем. "Расслабьтесь, мы тоже сюда пришли посмотреть" - ответили молодые люди. Посмеявшись с ситуации, мы познакомились с парнями и оказалось, что они тоже приехали из Новосибирска. Если вы читаете эту статью, то благодарим за следующую наводку. По их совету мы прошли в ангар, расположенный за техникой, и не пожалели.
Ангар оказался живым музеем. Разбросанные и высохшие противогазы, похрустывающие под ногами, моментально нас погрузили в атмосферу нашей поездки в Припять.
История льнозавода постепенно стала проясняться. Нашлись архивные фотографии, правда их судьба остаться навсегда в ангаре.
Оказывается, что анкерный мост построен по просьбе Льнозавода
Знатоки могут посчитать сколько бы обошелся мост в пересчете на современные рубли. На 1990 год стоимость составляла 44 200 рублей:
Только мир, труд, социализм и демократия:
Из следующего документа узнаем, что завод специализировался на заготовке и первичной обработке льна
Самым большим осознанием для нас стало то, что до Льнозавода невозможно доехать из села Буготак, никаким образом. Только вплавь или пешком, через иню в округе нет автомобильных мостов, также и нет путепровода через ж/д.
Из следующей расписки мы узнаем, что урожай 1983 года не был вывезен по причине бездорожья и может быть вывезен только в 1985 году:
В документах сказано, что в РСФСР действовали предприятия по заготовке и первичной обработке льна и конопли в Смоленской, Ивановской и Новгородских областях. Также приведен отчет по составу бригады на Буготакском льнозаводе: всего 12 человек
Возвращаемся к станции. По одну сторону от станции растянулось село Буготак с 800 жителями. А по другую - поселок "Инской" Буготакского сельсовета. В документах также отмечено, что к Льнозаводу прилегает одноименный поселок "Льнозавод". Ныне на картах можно увидеть населенный пункт с двумя домами около путей и названием: "82 км Льнозавод".
На обратном пути с завода мы встретили пристава, который пришел, чтобы описать имущество завода. Деятельность же предприятия остановлена еще в 2007 году и судьба земельного участка и имущества непонятна до сих пор.
Огромная просьба, которая должна стать вашим долгом: места, как Буготакский Льнозавод сохранились в ничтожно малом количестве. Все знают судьбу заброшенных городов с законсервированным наследием. Люди до вас позаботились о том, чтобы вы испытали эмоции и погрузились в атмосферу времен, в которых вы никогда не окажетесь и, возможно, не оказывались ранее. Так, будьте добры, сохраняйте такие места для следующих урбан-туристов. Гора артефактов прошлого либо потеряются у вас при очередном переезде, либо наскучат и принесут прибыли на авито максимум 1000 рублей. Время быстротечно и уже в следующую поездку вы не ощутите эмоции от пребывания в эпохе, которую вы не застали, потому что любопытные туристы уже давно все захабарили.