Учителя математики и русского языка, химии и биологии, географии и истории, музыки и физкультуры – в одной семье. Внучка основательницы династии, общий педагогический стаж которой составляет 529 лет, работает в «Школе Глория». Семёнова Дарья Васильевна – учитель начальных классов. В детстве она усаживала за игрушечные парты плюшевых «учеников», а за настоящей сидела сама, пока мама ведёт урок. Сейчас Дарья Васильевна – педагог, который превращает каждый учебный год в большую историю, достойную полнометражного фильма. Для неё радовать учеников – это образ жизни. Она считает, что в их семье ответственность передаётся от одного поколения к другому. А мама для Дарьи Васильевны – идеал настоящего учителя. О безграничном трудолюбии династии в четырёх поколениях, сторителлинге на уроках и о том, как Дарье Васильевне удаётся незримо присутствовать рядом с учениками на протяжении многих лет, – в её большом интервью.
— Ваша бабушка была учителем математики, мама – педагог по химии, биологии и географии, сестра – учитель начальных классов. Как Вы выбирали специализацию?
— Когда я училась в 9 классе, моей сестре очень нравилось обучение в педагогическом колледже. Поэтому я поступила в тот же колледж на учителя начальных классов, можно сказать, по стопам сестры.
— Какие-то ещё варианты профессии в детстве рассматривали?
— Я всегда знала, что буду учителем. Не думала ни о каких других профессиях, потому что с самого раннего детства меня во всём и везде окружали учителя. Когда я была маленькая, часто ходила вместе с мамой в школу. Бывали случаи, когда сидела за последней партой, пока она вела урок, и мечтала. Любила рассматривать объёмные модели в кабинете биологии и представлять, что объясняю ученикам, из чего состоит цветок. До сих пор в памяти мелькают эти картинки.
— Наверняка в детских играх Вы реализовывали свои мечты?
— Конечно, я усаживала своих плюшевых «учеников», а потом – друзей. Рассказывала им о чём-то. В начальной школе мы играли с одноклассниками. Я в роли учителя вела урок, давала задания, собирала тетради, проверяла, ставила оценки.
— А какие предметы Вам больше всего нравились в школе?
— Я училась по всем предметам хорошо. В аттестате за 9 класс у меня две четвёрки – по физике и черчению. А любимыми были математика, русский язык и физкультура.
— С математикой бабушка помогала?
— Есть один случай, который мы часто вспоминаем в семье. В 9 классе я сдавала алгебру и геометрию. Накануне я думала над задачей, не понимала, как её решить. Помню, как сидела и плакала. Было уже 10 вечера. И тут пришла бабушка, объяснила мне, и всё получилось. На следующий день на экзамене я вытянула билет, в котором была задача именно такого вида. Решила и получила пятёрку. То есть то, как она помогала мне с алгеброй и геометрией, я помню очень хорошо. Она была доброй, требовательной, справедливой. Очень любила свой предмет, была профессионалом своего дела. Когда мама много работала, я проводила время с бабушкой. Это честный, ответственный человек. Ответственность, мне кажется, у нас передаётся от одного поколения к другому.
— А мама у Вас вела уроки?
— Да, вела биологию и химию. В школе она всегда была для меня Екатериной Леонидовной. И только дома вновь становилась мамой. Границы всегда были установлены и никогда не нарушались. Мама для меня является идеалом и образцом настоящего учителя. Она безгранично трудолюбива, безупречно знает свой предмет, может интересы школы, учеников или родителей, с которыми она сейчас работает уже как директор, поставить выше, чем личные.
— Какой важный вывод для себя Вы сделали, анализируя мамин опыт?
— Я поняла, что главный результат нашего труда не только в качественном обучении детей, их участии в олимпиадах и конкурсах. Самый важный итог, на мой взгляд, виден через года. Когда из вчерашних школьников вырастают по-настоящему достойные люди. Я наблюдаю за тем, как мама каждый год встречается со своими выпускниками, как душевно, по-семейному они беседуют, вспоминают школьные годы, пьют чай, и осознаю, что это не просто работа, а образ жизни. Помню, мама и её ученики высаживали овощи на пришкольном участке, потом вместе собирали урожай. Уже в детстве я понимала, что совместная деятельность очень объединяет. Как-то спросила у мамы: «А о чём вы с выпускниками разговариваете на встречах, спустя 30 лет?». Она ответила, что они вспоминают как раз насыщенную школьную жизнь. Поэтому, когда я начала работать, сразу знала, что хочу быть учителем, который не только передаёт знания детям, но и формирует сплочённый коллектив класса, в котором педагог – это друг и наставник. Я принимаю каждого ребенка, понимаю, что он с утра может быть в плохом настроении, у него может что-то болеть. Но он знает, что в школе есть человек, которому можно довериться. И это учитель.
— Что чувствуете, когда осознаёте, что Вы – часть такой большой педагогической династии?
— Быть членом педагогической династии для меня – это гордость. Все мои родственники обладали огромной душевной щедростью и безграничной преданностью своему делу. Каждый представитель нашей семьи, несмотря на трудное послевоенное время, остался в профессии. И не просто остался, а ответственно выполнял свою миссию на протяжении всей жизни. Поэтому и я чувствую ответственность за тот выбор, который сделала. И о котором я нисколько не жалею. В этом году мы приняли участие в проекте Министерства просвещения, приуроченном к Году педагога и наставника, и наша династия вошла в Федеральный реестр «Педагогические династии России».
— Как в Вашей семье передаётся опыт?
— Если говорить о профессиональных секретах именно нашей семьи, нет какого-то определённого рецепта, как научить ребёнка. На мой взгляд, в первую очередь нужно оставаться человеком, с пониманием, добротой, заботой, по-матерински относиться к каждому своему ученику. Я очень люблю удивлять своих детей, придумывать для них необычные события, которые подарили бы им эмоции. А эти эмоции, я очень надеюсь, в дальнейшем будут согревать ребят. Мне хочется, чтобы наша школьная жизнь с детьми была многогранной и радостной. Чтобы они понимали, что школа – это не только череда уроков, перемен и домашних заданий. Это гораздо больше.
— Расскажите, как Вы даёте это понять ученикам.
— Каждый учебный год у нас проходит под определённым девизом. Первый класс мы начинаем «под алым парусом надежды». Отправляемся с детьми в своеобразное путешествие, знакомимся друг с другом, учимся взаимодействовать, дружить и сотрудничать. Символом года является парусник. Второй учебный год начинает урок «День с ароматом яблок». Символ – яблоко как плод познания. На первом уроке мы проводим опыт, который демонстрирует, как обида, оскорбление одноклассника находит отражение в его душе. Яблоко становится и дальше символом всех мероприятий.
В третьем классе тема учебного года – путь к мечте. На первом уроке, который прошёл в этом году, мы поговорили о мечтах: что ребята понимают под этим словом, есть ли у них дар по-настоящему мечтать, осознают ли они, какие шаги могут сделать навстречу мечте, чтобы она осуществилась. Затем я открыла конверт, в нём была легенда и ещё шесть предметов. В легенде говорится о замке мечты, который стоит высоко-высоко в облаках. Живёт в нём Синяя птица счастья. Для каждого, кто имеет чистую, светлую мечту, у неё есть перо. Оно помогает справиться с трудностями и делает жизнь счастливее. Я предложила ребятам отправиться в путешествие за своей мечтой. Для этого достала из конверта шесть перьев, каждое – это задание от Синей птицы. Среди них – представить мечту, ассоциировать её с цветом, запахом, вкусом, после сформулировать и записать. Когда ребята это сделали, я рассказала им, что всё на свете когда-то было чьей-то мечтой. И на примере трёх выдающихся личностей – Ломоносова, Циолковского и Кулибина – мы с детьми проследили их путь к мечте. Рассказала о своей мечте и я, одно из перьев было предназначено для меня. А ещё одно – для всех нас. Мы рассуждали, о чём можно мечтать вместе. Дети сказали: быть дружными и сплочёнными. И мы сделали вывод, что для этого нужно делать шаги навстречу мечте ежедневно: поддерживать друг друга, помогать тем, кто нуждается. В конце урока ребята заполнили листочки со своими планами и мечтами. Написали, чего они хотели бы добиться по определённому предмету и вне школы. В четвёртом классе наш год пройдёт под девизом «Время поднять паруса». Так мы завершим обучение в начальной школе.
— Какие традиции есть в Вашем классе?
— Мы поздравляем именинников. Каждый ребёнок готовит подарок – это может быть открытка, песня, танец. Есть в нашем коллективе и новогодние традиции. В этот период хочется создать волшебную атмосферу, поэтому мы вместе с учениками и их родителями оформляем пространство класса, это всегда пересекается с нашим символом учебного года. Организуем классный праздник, поздравляем друг друга.
Стараемся радовать не только себя, но и других – создаём праздничные открытки для пожилых людей из ПНИ. Также записываем много видеопоздравлений на День матери, 8 марта, 23 февраля. Отмечаем День дарения книг – ребята советуют одноклассникам книги и дарят их. Ко Дню Победы мы составляем книгу памяти. Каждый оформляет страничку, посвящённую герою своей семьи. Из года в год мы дополняем эту книгу информацией.
Я считаю, что воспитание идёт в тесной связи с обучением. Мне хочется создать такую атмосферу, чтобы каждому ребёнку было комфортно, чтобы каждый был принят всем коллективом, чувствовал себя в безопасности, доверял учителю и одноклассникам. Думаю, именно это помогает ребёнку раскрыться полностью.
— Как Вы понимаете, что двигаетесь верной дорогой?
— По эмоциям, которые ребята испытывают в моменте. По тому, какими чуткими и дружными они растут. По обратной связи от детей. В этом году я была на выпускном у своих первых учеников. Ко мне подошла девочка и сказала: «Все Ваши открытки, сюрпризы, которые Вы делали для нас, напоминали годы учёбы в начальной школе и помогали, когда было трудно». Всё, что когда-то было подарено мной, хранилось в отдельной коробочке, и она открывала её, когда было грустно, вспоминала радостные события, которые происходили с ней в школе. В этом году, например, я подарила ребятам из своего 3 «М» конверты с открыткой и пером той самой Синей птицы счастья. Написала каждому: «Взгляни на это пёрышко, когда тебе будет сложно или грустно. И оно поможет тебе справиться с трудностями, наполнит твоё сердце теплотой, радостью и счастьем».
— Вы сказали, что Ваши первые ученики выпустились в этом году. Как прошла встреча с ними?
— Мне показалось, что за все прошедшие годы между нами ничего не изменилось. Были такие же тёплые объятия, искренние разговоры. Звучало много воспоминаний и слов благодарности. Они сказали: «Вы незримо присутствовали с нами на протяжении всех этих лет». Благодаря символам, знакам, сувенирам, которые я для них создавала.
— Что чувствовали тогда?
— Счастье, радость и гордость. Гордость за то, что в каждом из них есть часть моей души. В моей памяти они навсегда останутся робкими, несмышлёными малышами. Но, когда я их увидела этим летом, поняла, какими они стали. Это юноши и девушки, которые точно знают, чего хотят, чётко понимают, кем станут. Одна девочка подошла и сказала: «Я поступаю в педагогический, хочу стать учителем, как и Вы».
#ПедагогическиеДинастииРоссии
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН 2023
#МоскваГодПедагогаНаставника