Когда Тим потерял свои первые молочные зубы, тогда же у него появились и первые наличные деньги. Обменял у Зубной Феи на те самые молочные зубы)
Деньги есть. Надо тратить. А как? Если не умеет? Тогда и начали учить.
Все усложнялось тем, что Тим не испытывал восторг от полученного доллара. Точнее, восторг был. Но не от наличных денег. А от самого того факта, что ночью приходила Зубная Фея. Зубы забрала. Денюжку оставила.
Да! Вот это восторг!
А дальше… Что есть деньги, что нет… Никакого интереса.
Пришлось заинтересовывать. И на полученный доллар «купили» вожделенный набор Лего!
Лего очень хотелось. Поэтому появилась какая-то ценность денег. Но, прям так, чтобы «О! Я получил аж два доллара!!!»
Нет. Такого нет. И даже если их заберет у Тима Эля или деньги просто потеряются, переживаний не будет.
Пишу про мальчика Тима
7-ми лет
Аутизм
В магазин Тим с нами ходит очень давно. Точнее, он ходил с нами всегда. И его первый поход был, когда ему исполнилось пять дней) Лежал такой кукленыш маленький в автокресле. Только шапочка выглядывала из под капора)
А когда кукленыш немного подрос, то походы в магазин превратились в тот еще квест. Страшный и ужасный.
Тим кричал, визжал, извивался и валялся в обществе.
Мы отчаивались, сдавались, падали духом…
Брали себя в руки, поднимались и снова топали в магазин…
Шло время и мы победили. И снова я не знаю, что сработало. Наша неугомонность или просто Тим дорос и созрел.
Тим замечательно ходит в магазин. Он адекватно себя ведет. Послушный и рассудительный. Особенно, если рядом нет доставалы-Эли:)
Умеет делать покупки по списку. Находит нужные продукты и складывает их в корзину. Выкладывает на ленту у кассы. А дальше сложнее. Дальше мы рассчитываемся карточкой.
Мне кажется, современным детям в общем и в целом, сложнее объяснить ценность денег. Во-первых, деньги редко попадают в руки даже родителям. Все рассчитываются карточками и телефонами. А во-вторых, у детей все есть. Удивить и порадовать их уже гораздо сложнее, чем детей из нашего детства.
А уж если речь идет об аутисте… Тут совсем все сложно. И деньги… И радость…
Поэтому, переодически, мы не ограничиваемся затариванием тележки продуктами. А делаем маленькие, «точечные» покупки.
Впервые Тим купил себе чипсы в начале этого лета. Я писала об этом раньше.
Чипсы стоили доллар. И у Тима был доллар. Он смог понять, что у него достаточно денег.
Мы сидели в кафе за столиком. Метрах в 10-ти от кассы. Тим взял доллар, дошел до кассы, попросил чипсы, получил чипсы, отдал деньги, вернулся за столик.
Ничего, кажется, сложного? А если ребенок аутист? Ему сложнее. Как минимум, он может напутать последовательность. Ведь ему чужды социальные нормы и правила поведения. Но Тим справился. И ему это не показалось страшным. А нам сложным. Он получил чипсы, отдал деньги и благополучно вернулся к нам за столик.
Сейчас мы уже делаем более сложные манипуляцию на тему «заплатил-получил».
Теперь это звучит так «заплатил-получил-взял сдачу».
Теперь Тим знает, что чипсы стоят один доллар. А у него есть пять. Пять это больше, чем один, значит будет сдача. Сколько сдачи Тима особо не интересует. Берет то, что дают.
Но мне кажется, для него и это не мало.
Недавно мы были в Икее и я сняла видео, как Тим покупал себе конфеты.
Мы уже сидели за столиком. Обедали. Тим съел свои тефтельки и спросил, можно ли ему купить конфеты. Я ответила, что да, можно. Дала деньги и отправила на кассу.
Предупредила, что если в очереди будут стоять люди, ему нужно будет подождать.
И Тим пошел. А я тихонько двинулась следом, чтобы запечатлеть этот момент на камеру:)
Может показаться, что Тим шел странно. Это он старался наступать только на светлые квадраты:) Я, кстати, тоже так в детстве ходила. Выбирала квадратики, полосочки, кружочки… и пыталась на них наступать или наоборот, перепрыгивать. Не думаю, что это про аутизм.
Тим чудесно ориентируется на местности. Поэтому маршрут стол-касса-стол для него пустячное дело.
Пришел. Взял конфеты…
Подошел к кассе и тут же протянул их кассиру. Хотя перед ним стоял человек.
Замер на несколько секунд. А я вместе с ним... Благо, выдержки хватило не вмешаться. Дала ему время подумать, понять и принять решение.
Тим, довольно быстро, смог осознать происходящее. Отдернул руку с конфетами и начал ждать свою очередь.
Я прям вижу, как в его мозгу происходил мыслительный процесс. Это для нас все на автомате. А для аутиста любая социальная ситуация - уже сложно. Для него впереди стоящий человек абсолютно ничего не значит. И, чтобы влиться в поток происходящего действия, нужно задействовать все отделы головного мозга. На автомате у аутиста не прокатит.
Тим дождался свою очередь. Оплатил конфеты и без напоминания взял сдачу и чек. Деньги он, конечно, не пересчитывал. Он просто знал, что должна быть сдача. Сумма его совершенно не интересовала. Получив все, что ему причитается, Тим вернулся за столик. Отдал папе деньги. Конфетами поделился с сестрой:)
Сегодняшнее практик-шоу вы можете посмотреть на этом видео. Как Тим, мальчик 7-ми лет, у которого аутизм, покупает себе конфеты.
Сложно. Но ведь справился !:)