Найти в Дзене
Истории от историка

Отзыв историка на мою книгу "Суворов"

Публикую отзыв с любезного разрешения автора — Н.Гусева.

С удовольствием подпишу вам экземпляр.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

***

"Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины"
Игорь Владимирович Тальков,
рок-баллада "Россия", Астрахань,
27.03.1989 г.

Эти строчки рок-баллады «Россия», которую я взял в качестве эпиграфа для написания отзыва на книгу Сергея Эдуардовича Цветкова «Суворов», на мой взгляд, самым лучшим образом отражают эпоху в которой жили и творили свои победы такие выдающиеся военачальники как генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, адмирал Федор Федорович Ушаков. Во многом благодаря этим именам во второй половине восемнадцатого века Российская империя прирастала новыми территориями на Западе и Юге России, закреплялась на берегах Чёрного моря и приобретала могущество, славу и влияние в Европе и мире.

Кажется, что можно добавить к уже давно и много раз написанному о знаменитом полководце России Александре Васильевиче Суворове. Имя Суворова хорошо известно даже тем людям, кто никогда не интересовался военной историей, да и не военной тоже. И все-таки автор «Суворова» сделал такую попытку, которая на мой взгляд в полной мере удалась. При написании произведения им использован оригинальный приём вплетения исторических событий и личностей в биографию полководца в которых он непосредственного участия не принимал, но они оказывали влияние на его судьбу в той или иной степени с рождения до самой смерти.

Книга начинается со сцены морозного январского вечера 1730 г. в Лефортовском дворце в Москве, где члены Верховного Тайного совета спорят между собой о кандидатурах претендентов на российский престол, только что освободившейся после внезапной кончины 15 летнего  государя-императора  Петра II.

Так через канву исторических событий второй четверти «осьмнадцатого» века мы-читатели начинаем знакомство с семьёй в которой 13 (24) ноября 1730 г. родился будущий генералиссимус российский и автор "Науки побеждать" Александр Васильевич Суворов.

Миролюбивый по характеру отец будущего Великого полководца, «военный только по названию» бывший денщик Петра Великого, занятый хозяйственными делами помещика средней руки в упор не хочет замечать страсть хилого, но упрямого  десятилетнего Сашеньки к военным наукам. Он готовит ему более спокойную штатскую карьеру. Положение спасает приятель отца знаменитый Арап Петра Первого, генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, который видит в юном Александре задатки серьёзного военачальника и благословляет его на военное поприще.

Пока юный Александр растёт, учится, мечтает в России заканчивается бироновщина,  Анне Иоанновне на престоле всероссийском наследует младенец Иоанн VI, правление которого пресекает дворцовый переворот  "Дщери Петровой" "ветренной Елисавет" , которую гвардия буквально на руках возносит к российскому трону.

В 1742 г. Александру 12 лет и его детская мечта наконец сбывается- отец записывает его мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк, в котором через 4 года капрал Суворов начнёт свою военную службу. Через семь лет пройдя путь от капрала до сержанта образцовый семеновец Суворов получит первый офицерский чин- поручика.

Между тем в Европе начинается Семилетняя война - "Первая мировая война" восемнадцатого века, на полях которой будущий полководец получит свое первое боевое крещение в качестве... кавалерийского командира. На полях Пруссии начнёт формироваться суворовская школа "Науки побеждать".

В России капризная фортуна делает очередной поворот колеса и у кормила власти оказывается взбалмошный поклонник прусского короля Фридриха Великого Император и Самодержец Всероссийский Пётр Фёдорович, которого свергает при помощи гвардии его супруга, бывшая прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексеевна. Наступает "Золотой Век Екатерины" вместе с которым восходит и звезда обер-кригскомиссара Суворова. Из рук матушки-императрицы Суворов, возвратившийся из прусского заграничного похода получает чин полковника и обращает на себя её благосклонное внимание на приеме во время коронационных торжеств в Москве, она дарит Суворову свой портрет. Они почти одногодки, Екатерина старше Суворова всего на полтора года, хотя в последствии будет называть его стариком.

Впрочем, военная карьера Суворова в первые 10 лет правления Екатерины хоть и идёт ровно, однако ничем примечательным не отмечена. В конце 60-х в начале 70-х он в чине бригадира, а затем генерал-майора гоняет в Польше шляхетские шайки-отряды Барской конфедерации и рвётся всей душой на главную войну- с Блистательной Портой. В польскую кампанию 1768-1772 годов Суворов отличается разгромом отряда литовского гетмана Огинского и взятием Вавельского замка в Кракове. На русско-турецкую  войну 1768-1774 генерал-майор Суворов попадает только в апреле 1773 г. и завершает её в Молдавии в чине генерал-поручика. В его послужной список входит дважды взятие турецкой крепости Туртукай, а грудь его украшает орден Святого Георгия второй степени. В это время на Яике объявляется почивший в бозе Государь Пётр Фёдорович (Емельян Иванович Пугачев), который начинает жестокую крестьянскую (гражданскую войну) против опоры государства- дворянства. Суворов, как верный слуга матушки-государыни получает новое задание и в 1774г. направляется против войск самозванца. Однако к его прибытию Пугачев разгромлен и на его долю выпадает лишь конвоирование «злодея и вора Емельки Пугачева» от Яика (Уральска) до Симбирска (Ульяновска). Далее Суворов успешно усмиряет восставших башкир.

С 1776 по 1786 г. Суворов больше занимается военным администрированием в Финляндии, Крыму, на Кавказе, чем привычным ему военным делом. Принимает Суворов и активное участие в присоединении Крыма к России.

Звёздным периодом  в военной карьере Суворова становится вторая русско-турецкая война 1787—1790 годов за успехи в которой он получит титулы графа Священной Римской  империи Германской нации и Российской империи с правом именоваться граф Суворов-Рымникский. Будет награжден высшими орденами Российской империи Андрея Первозванного и Святого Георгия первого класса.

Этот период жизни вместит в себя разгром турецкого десанта на Кинбурнской Косе, Фокшаны, Рымник, а точку в войне поставит легендарное взятие крепости Измаил в 1790 г., на штурм которой по словам Суворова «можно решаться только один раз в жизни».

После окончания русско-турецкой войны Суворов в 1791 г. в качестве командующего русскими войсками в Финляндии укрепляет границу России со Швецией, в 1792 г. в качестве командующего русскими войсками в Новороссии обустраивает новую границу с Османской империей, готовится к новой русско-турецкой войне- за Константинополь, принимает участие в подавлении польского восстания под руководством национального героя Белоруссии, Польши и США Анджея Тадеуша Костюшко. За взятие предместья Варшавы Праги в 1794 г. Суворов будет произведен в чин генерал-фельдмаршала Российской империи.

В 1795 г. Суворов напишет свою знаменитую работу по военному искусству «Наука побеждать».

После смерти Екатерины II в 1796 г. Суворов попадет при государе-императоре Павле Петровиче в опалу за критику прусских порядков, насаждаемых императором в гвардии и армии, с чем он смириться не мог. Знаменита фраза, сказанная в сердцах Суворовым «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак».

Победы молодого генерала Французской республики в Италии Наполеона Бонапарта сделают снова востребованным 68 летнего фельдмаршала. Император Священной Римской империи Германской нации Франц II убедит Павла I в 1799 г., чтобы Суворов возглавил войска антифранцузской коалиции в Северной Италии. Суворов отбывает в Австрию.

По прибытию в Вену император Франц II производит Суворова в генерал-фельдмаршалы Священной Римской империи.

Суворов берется за дело энергично под его командованием русско-австрийские войска в июне 1799 г. на реке Треббия громят французскую армию будущего маршала Франции Макдональда, его войскам сдаются крепости Алессандрия и Мантуя. В августе при Нови Суворов наносит поражение войскам главнокомандующего французских войск в Италии дивизионному генералу Жуберу, который сам погибает в сражении. Стремительный разгром Суворовым французской армии в Северной Италии приносит ему бешеную популярность и мировую славу.

В конце его жизни и военной карьеры Суворова будет ждать серьёзный экзамен на право войти в пантеон великих полководцев в мировой истории. Таким испытанием станет Швейцарский поход на соединение с русско-австрийским корпусом под командованием генерал-лейтенанта Александра Михайловича Римского-Корсакова и фельдмаршал-лейтенанта Фридриха фон Готце, в ходе которого голодной и разутой русской армии предстояло героически сражаться в горах и ущельях Гельветической республики с численно превосходящим и хорошо экипированным противником, преодолевая заснеженные перевалы и борясь с суровыми природными условиями. Этот последний военный поход Александра Васильевича увековечен в шедевре художника Василия Ивановича Сурикова "Переход Суворова через Альпы".

За Итальянский и Швейцарский походы Суворов в 1799 г. будет удостоен княжеского титула королевства Сардинии, получит чин Великого маршала войск пьемонтских, княжеского титула Российской империи с наименованием Италийский и произведен в генералиссимусы Российской империи.

Швейцарский поход и подорвет силы 69-летнего полководца. 1800 г. стал последним годом жизни Суворова.

Александр Васильевич за всю свою полководческую карьеру участвовал в 60 битвах и сражениях, которые он ни разу не проиграл, чем гордился, выгодно сравнивая себя с другим выдающимся современным ему полководцем королем Пруссии Фридрихом Великим, который бывал бит.

Суворов был тем редким военачальником, который вдохновлял войска личным примером ведя солдат и офицеров в бой в первых с ними шеренгах. Бывали случаи, когда он оставался в пылу боя один на один с одним или несколькими солдатами противника, тогда на его крик бросались в бой солдаты и офицеры, которые до этого позорно бежали и не щадя уже себя не только спасали любимого генерала, а и вырывали победу в жестокой схватке.

Насколько полководец был безжалостен к противнику в бою, настолько он был великодушен к поверженным врагам после завершения сражения. Здесь можно в качестве примера привести, как Суворов на просьбу отпустить на волю одного польского офицера отпустил 500.

Умел Суворов и высоко ценить доблесть противника. Так после капитуляции гарнизона Вавельского замка он прилюдно обнял и расцеловал коменданта крепости конфедератов французского офицера Шуази и отказался принимать от него и сопровождавших его офицеров шпаги, восхищался мужеством янычар Кинбурнского десанта, получив только что в столкновении с ними два ранения.

Рыцарским было и отношение Суворова к мирному населению в местах проведения боевых действий, поэтому даже в ходе усмирительных операций башкиров, ногаев, поляков о Суворове сохранялась добрая слава.

Интересно отношение Суворова к солдатам и офицерам, проявившим слабость в бою, он считал, что их поведение в бою является не признаком трусости, а результатом слабой боевой подготовки и недостаточной выучки. И действительно в последствии такие «трусы» под его командованием проявляли чудеса храбрости и героизма.

Обучению солдат и офицеров в мирное время Суворов придавал огромное значение. Широко известны его афоризмы «воюй не числом, а уменьем», «тяжело в ученье, легко в бою».

Суворов обладал также талантом наставника, так как подготовил целую «школу суворовских военачальников», которые, продолжат служить России уже в следующем XIX веке это и генерал от инфантерии, князь Петр Иванович Багратион, генерал-фельдмаршал, князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, генерал от инфантерии, граф Михаил Андреевич Милорадович.

Под руководством Суворова в Итальянском и Швейцарском походах принимал участие сын императора Павла -Великий князь Константин Павлович.

Лучше всех о военном таланте Суворова-педагога в предисловии к изданию «Наука побеждать» в 1900 г. сказал крупнейший русский военный теоретик второй половины XIX века, начальник Николаевской академии Генерального штаба Российской империи, генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров «его недосягаемое величие как воинского педагога видно из того, что он силой одного мышления создал в мирное время то, чего самые победоносные армии, как революционные и наша кавказская, достигали только путем войны действительной, да притом многолетней, т. е. под давлением внешней необходимости».

Личная жизнь полководца не задалась и в книге автора, к сожалению, этой стороне жизни Александра Васильевича уделено не так много места. Хотя Сергей Эдуардович, справедливо замечает, что именно неудачи Суворова на личном фронте, наложили свой отпечаток на странный характер полководца, особенно в общении с женщинами. Увы в жизни полководца не оказалось женщины близкой Суворову по духу!

С детьми отношения Суворова тоже не складывались, да и не было у него времени на участие в их воспитании…

Вообще говоря, о Суворове невозможно также обойти вниманием, его чудачества и особый язык общения с сильными мира сего, вроде шута. В своей речи и письмах Суворов употреблял часто различные афоризмы и прибаутки, свои мысли часто высказывал иносказательно. По замечанию Драгомирова «Великая Немка научила русских гордиться русским именем; но своекорыстия, взлелеянного вековым рабством, искоренить, конечно, не могла: служили все своему личному, а не общерусскому; если при этом кое-что перепадало России, то, конечно, только по дороге. Всякий тащил, что только мог, служа своему самолюбию, тщеславию, карману, брюху с окрестностями. Брали все, кто по чину, а кто и не по чину, но брали все; а он, воспитанный на Плутархе, слился с идеалом бескорыстного, самоотверженного служения родине. При таких условиях мог ли он явиться открытым, свободным обличителем укоренившихся порядков? Конечно, нет; его заклевали бы: он и обращается в правды ради юродивого. Он не мог высказывать прямо того, что накипало на душе; не мог и молчать; и потому прибег к языку Эзоповскому, рабьему, благодаря коему высказывал житейскую, часто горькую, правду, не стесняясь лицом».

Во многом его чудачества также были попыткой спрятаться за маской человека не от мира сего, защищая свое личное пространство от назойливого интереса к нему.

Екатерина Великая ценила своего генерала и снисходительно относилась к его странным выходкам, которые другим бы явно не простила. Чего стоит одна только просьба Суворова на приёме у Екатерины на виду у высокородных иностранных гостей в награду за удачно проведённые маневры заплатить его долг за наемную квартиру!

В чем же был секрет побед Суворова, слово снова М.И. Драгомирову, «секрет в том, что бесполезное на войне вредно вводить в мирное обучение; иначе получается извращение понятий и привычек; секрет в том, что в солдате нужно признавать человека и соответственно сему с ним во всем поступать».

Хочется поблагодарить автора «Суворова» за то, что напомнил в наше время новых вызовов для судеб России, о выдающемся великом, чудаковатом и даже немного сумасбродном- генералиссимусе российском, генерал-фельдмаршале Священной Римской империи, князе Италийском, графе  Александре Васильевиче Суворове-Рымникском, который оказал огромное влияние не только на Русскую армию, но и на формирование русского национального самосознания и по праву вошёл в пантеон выдающихся полководцев мира.

А закончить отзыв хочется словами самого Александра Васильевича о себе самом "Помилуй Бог, не трудитесь, я вам себя раскрою: цари меня хвалили, солдаты любили, друзья мне удивлялись, враги меня ругали, придворные смеялись. Эзопом являясь при дворах, побасенками говорил я правду; был Балакиревым для пользы отечества".

***

С удовольствием подпишу вам экземпляр.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

-2