Когда «Дзен» пришёл с предложением написать мнение об игре — я отказал. Когда вы просили написать мнение об игре — я отказал. И вот, игра пройдена (что-то около 120 часов, если судить по сохранениям, и около месяца в целом всё это дело заняло. Даже больше). Теперь можно бы и высказаться. Извиняюсь за пошедший по бороде график публикаций — всё свободное время бросил на прохождение (в такие игры, всё же, стоит в отпуске играть). О! Спойлер. Глядя на заголовок, вы могли подумать, что я сейчас начну набрасывать на вентилятор и пытаться топить игру. Нет, этого не будет, ибо игра отличная. Но весь тот вой, что поднялся на релизе (ТАМ МОЖНО С МЕДВЕДЕМ), мне теперь не ясен.
Начну, как обычно, с «договора на берегу»
Договор на берегу. Всё субъективно, как всегда, но перед прочтением ещё раз обрисую мои вводные. В своё время мимо меня пролетели предыдущие части «балдуры», «невервинтер» и всё такое подобное. То ли я шикарно уклонялся, то ли они догоняли, но я оказался быстрее. В общем, как-то не срослось. Изометрию тоже не люблю — ну не нравится мне вид сверху + сбоку. Так... какого? Какого я влез в это? Хайп, ребята.
Сложилось три куска пазла: где есть хайп, там в последние годы есть и я, ибо интересно, почему такая большая толпа людей решает разом бросить свои дела и уделить внимание чему-то; «балдура», фактически, это «D&D» (ТАДА «D&D» в частности и НРИ в целом я не любил и вообще не знал, что это такое, а сейчас другие времена); Фокси взяла ранний доступ практически без раздумий и уже у неё я увидел, что конкретно тут камеру-то можно повертеть. Разобрались? Разобрались. Теперь к сути.
P.S. И мне важно было сыграть в стоковую версию от начала и до конца, дабы присоединиться / опровергнуть восторги игроков, что ещё даже не прошли игрулю до конца, но уже хвалят её из каждого утюга. Вперёд!
По поводу «с медведем». Что можно делать в игре?
«Baldur’s Gate 3» — RPG, основанная на НРИ «D&D». И здесь разрешено творить практически всё, что угодно, а если вы думаете, что это не так, то у вас просто не хватило фантазии для реализации. Если серьёзно, то спектр возможностей игрока действительно велик. Можно есть, пить, спать, кастовать магию, бить в торец с ноги, жухаться, с медведем, без медведя, вдвоём, втроём, с мальчиком, с девочкой, мертвец не даёт, взрывать, кидать «Неудержимую пляску Отто» на дракона в финальном бою и это работает, стать иллитидом, не стать иллитидом, погладить медвесычика, убить его мать, оказаться отшлёпанным дубинкой на глазах Шэдоухарт под её крики «Жёстче!», беседовать с Богом, купить газету со своими подвигами, воровать, вернуть украденное, заказать свою статую в полный рост, помогать тиммейтам, убивать тиммейтов, позволить незнакомцу проткнуть себе глаз, поплавать на подводной лодке, бросить вызов самому полудьяволу и так далее. Много всего :-)
Сюжет: просто. Избавиться. От. Личинки. И всё!
Нет, серьёзно. Изначально мы оказываемся верхом на иллитидском корабле, «наутилоиде», с вживлённым в голову иллитидским же личинусом. По канону мы должны были превратиться в одного из тентакльных. Но время идёт, щупальца не растут, а желания зохавать мозГ не появляется. Собственно, нужно воспользоваться отведённым временем и вытащить личинуса из черепной коробки. Всё просто. Ага, конечно. Пока подыскиваем того, кто смог бы вскрыть голову без летального исхода, натыкаемся на таких же бедолаг с инородным объектом в области мозга и сколачиваем отряд (вместе, вроде бы, веселее). А потом выясняется, что этот все артефакты в доме пожрал, Мистров угодник, у этой вместо сердца реально пламенный мотор и он вот-вот откажет, тот вон латентный вампир с ВОТ ТАКИМИ тараканами в голове (личинки-то мало), а эта ночью если тебя не вскроет, то «дай мне по лицу и возьми меня». И вообще миру грозит опасность, а ты тут с личинками. Так что, давай, приключение на 20 минут. Вошли и вышли.
Что хотелось бы отметить в «Baldur's Gate 3»
Транзакции. Их нет. Вообще. Мы считаем третью «балдуру» ААА-игрой? Если да, то с разбегу не вспомню, в какой ААА-игре последних лет были транзакции (всякие deluxe-издания к ним не отношу, ибо оно есть и у «балдуры»). Иными словами, отсутствие платного контента меня почему-то не удивило. Графен. Тут снимаю шляпу. Мой дед давно такой красоты своими глазами не видел, так что огнище. Оптимизация. Снимаю шляпу и ближе к третьему акту возвращаю её на место. Опять же, первые два акта я пробежал на ультрах. Ультрах, Карлах! Моя старая ПечКа в последний раз ультры видела году в 2018. А тут — ба! Но 3 акт у ребят получился, не побоюсь этого слова, халтурным. Они сами признали сей факт, так что тормозить не будем. Анимация. Есть много вопросов к лицевой анимации и освещению, пожалуй. Было 100500 моментов, когда игра делала реверанс в сторону «Mass Effect: Andromeda». Озвучка. Нежная ласка для ушей. У всех персонажей, но хотелось бы отдельно выделить Астариона, внезапно — актёр превосходно вжился в роль. «D&D» в частности. Когда мы опустились в Подземье и там всплыл бехолдер... это булочка просто. Когда сундук оказался мимиком... тоже кайф. От драука я вообще потёк, какой же он мерзкий. Мне не хватило здесь, разве что, Тиамат, но куда ж её пристроишь.
Контент в целом. Много. Долго. Хорошо. Субъективно должен сказать, что, т.к. игра не вызвала вау-эффекта, порой садился играть с трудом, но в целом радует, что местный мир огромный и живой. И это я не все концовки открыл! Боёвка.
У меня нет претензий. Именно такой пошаговой штучки и ждал, её и получил. Единственное... местами, когда переигрываешь, очень не хватает какого-нибудь автобоя. Драки тут затяжные (у меня быстро не получалось, во всяком случае), а переигрывание напрягает. Вариативность. Мой бард умел убедить кого угодно в чём угодно. В результате часть драк с боссами / мини-боссами драками не завершилась — сошлись на балабольстве. А это... очень круто, на самом деле. Я, если честно, на первых порах даже терялся от обилия возможностей. Багульки.
Лишь одна из них помешала мне проходить игру. Тут будет спойлер: заткните ушки, кому они не нужны, пожалуйста. После поединка с Орин, когда освобождаешь заложника (в моём случае это была Лаэзель) и с ним можно побеседовать, я задавал вопрос про клинок, что ей Восс вручил (нам, по факту. Мы потом отдали). На этой ноте спутница ломается и не даёт выбрать ни один из вариантов диалога + загрузка игры крашится. Ещё хотел бы отдельно остановиться на спутниках, но, думаю, что в итоге запилю отдельную статью.
О, и ещё. Опять спойлер, заткните ушки. Считаю, что финал разработчики не докрутили от слова «совсем». Моей вайфу в рамках прохождениях была Карлах, которую таки удалось убедить вернуться в Аверно. И... всё? Прошла любовь? Нет, я рад, что она осталась жива. Но... можно как-то с ней, например? Видел, что актёров озвучки пригласили на досъёмки + они дописала финал Карлах после негодования игроков. Плюсик в карму, но хотелось бы сразу всё это получить. Да и в целом! Мы столько прошли плечом к плечу, а финал вышел каким-то скомканным. Словно и не сдружились за время, проведённое вместе.
В силу либо договора на берегу, либо таки внезапной объективности... я не увидел того, за что игру можно облизывать. Это такой же проект, как и всё, что сейчас выходит. Самобытный? Продолжение культовой серии. Без батлпасов и магазинов? Подскажите, правда, игру такого масштаба, где оно есть. Да, она огромная. Да, она хорошая. Но, если честно, субъективно ачивку «Игра Года» отдал бы «Atomic Heart». Ещё раз: не подумайте, что я хочу смешать игру с грязью. Мы к ней даже вернёмся позднее, т.к. есть ещё как минимум три персонажа, за которых хочу отыграть. Просто... поднятого хайпа не выкупил.