Найти тему
Логопед Анна Полякова

Умственная отсталость у детей- что за патология, и как с ней работать.

Сегодняшняя статья будет о сложном и тяжелом недуге-умственной отсталости. Скажите, но я же постоянно пишу о нарушениях развития, и даю рекомендации как помочь малышу в той и иной сфере, ведь это и есть борьба с умственной отсталостью.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Многие особые дети развиваются неравномерно и получают диагноз легкая умственная отсталость в связи с нарушением какой-либо сферы. Часто родителям кажется, что их ребенок проседает везде. Читает хорошо, но прочитанное не понимает, в играх не участвует так как правила ему не доступны, на уроке работает только с поддержкой тьютора и наглядным ориентированием, вопрос учителя может сэхолалитить. Нарушения по всем предметам на лицо. Все верно, но по сути нарушение у данного ребенка всего одно- семантическое наполнение словаря и привязка к зрительному образу. Проще говоря, речь он понимает частично. Помните Эллочку Людоедку из 12 стульев с ее бедным словарным запасом. (Нарушение Эллочки, кстати, так же есть в логопедической литературе, только в реальной жизни ее речь бы сопровождалась эхалалией и речевыми эмболами по типу эээ, ааа, причем это было бы на выходе при работе. Бывает что в грубых формах речь действительно ограниченна набором эмболов-штампов, а иногда и одним эмболом-фразой, сказанной в разных интонациях), так вот нарушение внутренней речи таких детей представляют собой тот же узкий набор слов для понимания, но в голове. На фоне ребенка семантика Эллочка с ее произносительной патологией без нарушения процесса формирования внутренней речи весьма перспективный человек, так как понимание слышимой речи пополнения не требует, а вот вытянуть произношение через устаканенный внутренний код уже не так тяжело. Такие люди хорошо используют слова-штампы, а вот новые слова часто говорят с трудом и по слогам, так как каждое слово и его воспроизведение дается им тяжело. Дети семантики, так же не глубоко отсталые дети, да речевой шаблон поврежден и не запускается по средствам цикла слышу-понимаю, или читаю-понимаю. Обычно в такой ситуации ребенка сбивает контекст. При изменении формы слова, или употребления его в рамках определенного звучания смысл уходит. Именно поэтому детям семантикам так сложно решать математические задачи и понимать задания. Слова знакомые а смысл не складывается. Здесь нужно выявлять непонимания и вводить их искусственно, отрабатывая множество раз. У детей данной группы есть минимальный объем слов для понимания, но естественно словарь внутренней речи требует компенсации и расширения.

Дети с глубокой умственной отсталостью совсем иные, в их словаре внутренней речи слов может не быть совсем, и основной базой остаются инстинкты. Опишу стандартный пример такого ребенка. Мальчик пяти лет, как-то пришел в нашу с сыном палату. Маму направила сюда один из специалистов. К четвертому году своего сына я адаптировалась в особой среде словно рыба в воде и выбивала лечения для своего ребенка столько, что порой не появлялась дома множество месяцев. Иногда ко мне направляли мам для разъяснения данных вопросов и обучения организации комплексных реабилитаций. Маме было чуть за сорок, красивая, интересная, перспективна. Современная женщина, долго не выходила замуж, ища того единственного, но даже когда любимый нашелся, и они поженились и обвенчались, детей заводить так же было рано. Молодожены хотели пожить для себя, сделать карьеру и подготовиться к семейным хлопотам. Сын появился около сорока лет, на радость родителям. Малыш отлично развивался вовремя встал, пошел, начал хватать игрушки, на этом его развитие словно замерло. Он не откликался на свое имя, не понимал назначение предметов, не рисовал, не играл с игрушками, игры вообще стали манипулятивными. Пока я рассказывала его маме особенности работы с санаториями по ОМС, он шатался по номеру, рвал рисунки моего сына и складывал их себе в рот, взгляд его был полностью отстраненным, и для своих четырех лет он казался словно инопланетянином в общем жизненном потоке. Даже мой сын на тот момент как раз с теми самыми семантическими нарушениями, описанными выше, выглядел вполне адекватным и умным парнем на фоне грубости данной патологии. Мне было крайне жаль маму этого малыша, к тому же врачи ее не жалели. Буквально месяц назад очередной невролог со всеми словами сочувствия расписала ей всю тяжесть недуга ее сына, насколько он отличается от здорового ребенка. После такого откровенного разговора, мама рыдала три дня, и ее мужу даже пришлось прилететь из Москвы в Евпаторию, в страхе что она может с собой что-то сделать.

Думаю, практически все мамы особых детей знакомы с вот этим взглядом в пустоту. Обычно он бывает у малышей четырех-пяти месяцев, что только, только сфокусировались на предмете и потянули его в рот. В последствии у детей с неврологической патологией данное выражение может сохраниться надолго, здесь множество факторов, влияющих на данный процесс. Как "умное" лицо ребенка с аутизмом, данное выражение не имеет нагрузки. Понимание такого ребенка нужно оценивать индивидуально, частое явление, что в моменты вот таких подвисаний малыш не просто воспринимает, но и отлично обрабатывает информацию. Можно рядом с ним читать урок, и в конце спросив его, просидевшего с пустым лицом все это время, я услышу не только полную информацию, но указания на точные высказывания и уточнения которые я выделяла особо. Вот только родители редко пытаются самостоятельно пробить данную стену, а у специалистов просто не хватает времени занятий, так как работа должна вестись ежедневно. Здесь мама так же сама не занималась, она все еще была на стадии принятия и не могла сама адекватно вникнуть в проблему.

Как работать с таким ребенком. Вот именно в таких случаях прекрасно работает так самая олигофренопедагогика. Первое с чего мы начинаем это определение понимания слышимой речи, и видимого объекта. По сути, если малыш видит лист бумаги и может до него дотянуться, то начало положено, и на зрение мы можем опираться. Есть зрение, значит можно ввести соотнесение двух одинаковых предметов- выявили первые функциональные рычаги, далее соотносим цвета, формы, фигуры, учимся собирать сортеры и пирамидки. Буквально своей рукой ежедневно объясняем ребенку суть данной игры. Однако, для запуска активного понимания этого мало. Слово помимо сенсорной предметной формы должно получить форму символьную в виде звука или текста. Параллельно занимаясь слышимой речью, различением звуков сначала не речевых, а затем речевых. Обычно я предпочитают именно на данном этапе давать ребенку буквы на карточках, так как изолированный звук привязанный к символу градировать намного легче.

Почему не стоит обращать пристальное внимание на сенсорный голод и поедание бумаги, которое так бросается в глаза и производит столь тяжелое впечатление. Почему малыш все тянет в рот? Он хочет ощутить форму предмета, почувствовать его свойства, особенно когда иного источника информации у него просто нет. Дети даже компенсированные и выходящие из области проблемы часто тянут в рот руки, или машут крылышками, желание усилить ощущения весомая часть жизни таких детей, так мозг пытается компенсировать нехватку сенсорной информации.

Важный момент работы с такими детьми -начинать коррекцию нужно с самого
, самого начала. Соотнесения предмет-картинка-слово, в зависимости от возможностей ребенка. В данном случае мама водила малыша по логопедам-массажистам, но эффекта естественно не было, так как в основе нарушения была далеко не произносительная патология. Ежедневных занятий с ребенком мама не проводила, что сильно тормозило его развитие.

Часто подобные нарушения так же возникают на фоне общей загруженности мозга аномальной активностью, или нарушением обменных процессов. Такие патологии так же нужно вовремя выявлять и учитывать. Здесь помогут неврологи и генетики.

Запомните, дети не рождаются умственно отсталыми. УО-это выраженная задержка развития, настолько выраженная, что преодолеть ее без последствий уже не удастся. Чем дольше проблема остается не выявленной, а ребенок недополучает необходимых для развития рычагов работы, тем глубже формируется умственная отсталость.

А Вы сталкивались с грубой умственной отсталостью, какие мысли сложились у Вас о данной патологии?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.