Найти в Дзене
С искусством по жизни

О том, как Виктор Васнецов художником-декоратором заделался и Дедом Морозом стал. И как связана картина с обложки со Снегурочкой?

Приветствую на канале всех любителей прекрасного! По пятницам у нас в гостях рубрика "Домашний музей",в которой я рассказываю об одной картине, попавшейся мне в случайном порядке из стопки советских открыток. По забавному стечению обстоятельств второй раз подряд в руки пошла работа Васнецова. И, что интересно, снова не на сказочную тематику. Какой-то интересной истории об этой картине у меня нет, разбирать сюжет тоже нет смысла, но без истории я вас сегодня не отпущу. Присаживайтесь поудобнее! Это полотно является ярким примером картины реалистического направления в творчестве автора. Общеизвестно, что Васнецов увлекся сказочными сюжетами уже в 80-х годах, как раз во время написания данного произведения, но расцвет его творчества на тему устного народного творчества пришелся на 1901-1926 годы. Тогда он создал выдающуюся серию картин "Поэма семи сказок". А вот картина "В костюме скомороха", была написана после постановки пьесы Александра Островского "Снегурочка". Премьера состоялась н

Приветствую на канале всех любителей прекрасного! По пятницам у нас в гостях рубрика "Домашний музей",в которой я рассказываю об одной картине, попавшейся мне в случайном порядке из стопки советских открыток.

По забавному стечению обстоятельств второй раз подряд в руки пошла работа Васнецова. И, что интересно, снова не на сказочную тематику. Какой-то интересной истории об этой картине у меня нет, разбирать сюжет тоже нет смысла, но без истории я вас сегодня не отпущу. Присаживайтесь поудобнее!

Виктор Васнецов - В костюме скомороха, 1882. 67,7 x 52,2. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов - В костюме скомороха, 1882. 67,7 x 52,2. Государственная Третьяковская галерея

Это полотно является ярким примером картины реалистического направления в творчестве автора. Общеизвестно, что Васнецов увлекся сказочными сюжетами уже в 80-х годах, как раз во время написания данного произведения, но расцвет его творчества на тему устного народного творчества пришелся на 1901-1926 годы. Тогда он создал выдающуюся серию картин "Поэма семи сказок".

А вот картина "В костюме скомороха", была написана после постановки пьесы Александра Островского "Снегурочка".

Виктор Васнецов - В костюме скомороха, 1882. 67,7 x 52,2. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов - В костюме скомороха, 1882. 67,7 x 52,2. Государственная Третьяковская галерея

Премьера состоялась на сцене Абрамцевского кружка (неформальное объединение русской интеллигенции) в московском доме Саввы Мамонтова 6 января 1882 года. Над подготовкой работали все участники кружка, в который входили художники, музыканты и театральные деятели.

Всеволод Мамонтов рассказывал о "Снегурочке" с воодушевлением:

Художественную часть постановки взял на себя Васнецов – вот когда он развернул во всю ширь свои таланты. При этом он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, прочувствовал ее русских дух, оценил несравненный чистый, подлинно-русский язык ее, но, думается мне, заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля.

Константин Станиславский, двоюродный брат Елизаветы Мамонтовой, супруги Саввы Ивановича, писал:

Спектакль репетировался, обставлялся в смысле декорационном и костюмерном в течение двух недель. В этот промежуток времени днем и ночью работы не прекращались, и дом превращался в огромную мастерскую. Молодежь и дети, родственники, знакомые съезжались в дом со всех концов и помогали общей работе… На женской половине тем временем кроили и шили костюмы, под надзором самих художников, которых то и дело звали на помощь для разъяснений.

Васнецов не только нарисовал эскизы костюмов персонажей пьесы, но и создал для нее четыре задника. Он признавался, что понятия не имел, как пишутся декорации, но был настолько заряжен энтузиазмом и позитивом Саввы Мамонтова, что засиживался за работой допоздна. Думаю, большую роль в этом сыграл интерес художника ко всему народному, исконно-русскому.

В то время императорские театры экономили на создании декораций, а вот меценат Мамонтов на них денег не жалел:

Если декорации подавляют исполнителей, это, разумеется, нехорошо. Но ещё хуже, когда уши радуются, а глаза скорбят: на убогих костюмах и полинявших полотнищах.

Позже, в 1885 году, Васнецов снова вернулся к созданию декораций для "Снегурочки" Римского-Корсакова (листайте галерею ➡️):

Кстати, сам Васнецов исполнил в пьесе роль Деда Мороза, а Мамонтов сыграл царя Берендея.

Разумеется, постановка была чистой воды самодеятельностью, но публика встретила ее тепло, поэтому она была сыграна четыре раза.

-6

Именно во время работы над эскизами костюмов к "Снегурочке" Васнецов задумал картину "В костюме скомороха". Моделью изначально выступила некая Даша - горничная семейства Мамонтовых. Автор попросил ее надеть костюм, чтобы найти нужный образ. Как из девушки получился молодой человек, мне неизвестно. Но сила искусства способна и не на такое!

В это же время Васнецов работал над поиском окончательного образа его знаменитой Аленушки, а также над первым вариантом "Трех царевен подземного царства". Васнецов внимательно всматривался в лица в поисках подходящего типажа, делал множество набросков и этюдов, заприметив подходящий.

В. М. Васнецов - Аленушка. 1881. Этюд
В. М. Васнецов - Аленушка. 1881. Этюд

Спектакль "Снегурочка", сыгранный в 1882 году, был тепло встречен зрителем. В зале присутствовал и Павел Третьяков. Вероятно, коллекционер решил приобрести картину "В костюме скомороха" как память об этом зрелище. В 1883 году она экспонировалась на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

А вы знали о таком полотне Васнецова?