Расписания
Брось свои расписания ! Расписания и Воля Бога несовместимы. Привыкая жить по расписанию, человек теряет способность покоряться живым движениям Живого Бога, становится автоматом, машиной, которая не может служить Благу всего сущего, а может лишь быть средством достижения идиотских целей магнатов мира сего. — «Буду ходить свободно, ибо я взыскал Повелений Твоих». — Повеления Бога и цифры — несовместимы. Кто живёт по часам, графикам, распорядкам, по мирским или монастырским уставам, тот не живой, а мёртвый, не ветвь, а доска, не река, а болото. В Природе нет расписаний, и потому Она — живая. Цивилизация вся построена на расписаниях, и потому в ней всё мертвó. Находясь в рамках расписания, человек не может полностью отдаться вере, надежде, любви, смысл его жизни исчезает, из горящего факела он превращается в тлеющую тряпку.
*
Когда человек подсчитывает, сколько поклонов и молитв он совершил, он ещё не любит Бога, он ещё вообще никого не любит, кроме своего тщеславия и самоутверждения. Любящие не знают ни времени, ни счёта — им стыдно это знать, им стыдно об этом думать. Они не подсчитывают своих жертв и проявлений любви, они ненасытимы в жертвах и проявлениях. Любовь и расписания не дружат меж собой. Расписания притесняют любовь. Любовь страдает от расписаний, изнывает под ними.
*
Каждый человек, как и любое растение, растёт. Рост — это движение от тьмы к свету, от себялюбия к любви, от детства к взрослости, от нытья к мужеству, от лжи к правде, от трусости к бесстрашию, от незрелых плодов к плодам благим и вечным. И для того, чтобы на пути этого роста всегда оставаться простодушным, нужно не закрываться всевозможными мудрствованиями от невыгодных для твоего сегодняшнего положения истин, нужно всегда держать двери своей души открытыми для всего нового, ещё неизвестного тебе, нужно двигаться по пути, а не оскотиниваться в загонах, плыть по рекам, а не гнить в запрудах, надеяться на Бога, а не на самоё себя, любить Душу Господа, а не свои привычки.
Самомнение
Ты говоришь: ”Я очень эмоциональный человек”. — Ну и чтó из этого ? Эмоциональность — это ещё не сердечность, это просто неуправляемость. Сердечный человек — это человек, способный щадить окружающих, избавляя их от своей чрезмерной эмоциональности или чрезмерной умственности. Эмоциональность — всего лишь ботва, и чем больше этой ботвы на растении твоей души, тем меньше на нём плодов истинной любви и подлинного милосердия. Так что нечего хвалиться своей эмоциональностью, стремись лучше к сердечности, без которой никто и никогда не сольётся с Господом.
*
Школа любви к людям учит только одному: искоренению самомнения, от удовлетворения которого проистекают все беды и муки человеческие, отделение людей от Господа и их вечная вражда между собой. Ибо пока люди будут коснеть в самомнении, пока они будут всё знать, всё понимать, всё обсуждать, обо всём судить и рассуждать, всё трогать руками, на всё смотреть сверху вниз и даже со стороны, пока для них будет всё окончательно решено и ясно, пока они будут считать себя взрослыми во всём, — они будут только погибать и издеваться друг над другом. С того дня, когда человек осознáет, что не может знать всего и вообще не знает ничего, и начнёт с помощью Божией воплощать это осознание в своём поведении, так с этого дня он начнёт приближаться к Богу и становиться Его истинным орудием на пути служения Благу всего сущего.
*
Самомнение — это панцирь души, который приходится рубить топором испытаний, чтобы пробраться к Богу души. У тебя не достало ума понять это. Ты счёл меня душевно больным. Что ж — это действительно так: я давно и глубоко душевно болен, но не от себялюбия, как это бывает у большинства людей, а от любви, от любви и жалости к таким себялюбцам, как ты. Ибо когда одному приходится любить и жалеть за многих, он не может быть здоров так же, как тот, кто один годами перетаскивает за многих непосильные для него одного физические тяжести.
Учиться любить
1
Если вы действительно желаете учиться любить людей и осознаёте важность этого умения для вашего развития, то первое, о чём я должен вас предупредить, так это то, что истинность вашей любви к людям будет всегда проверяться их нелюбовью к вам. Ибо если вы любите только любящих вас, то это не любовь, а просто взаимовыгода; а вот если вы чувствуете любовь ещё и к нелюбящим вас, то вы познали любовь истинную.
Выдержать восхождение на этот Путь, а потом до конца жизни выдерживать его вы не сможете без поддержки Того, Кто является Источником истинной любви, Кто любит и любящих Его и ненавидящих, и понимающих Его и не понимающих, и тех, кто видит в Нём Отца, и тех, кому Он кажется дьяволом.
Когда я начинал учиться истинной любви, то достаточно быстро понял, что люди мне не помогут и надеяться на них незачем, ибо большинство из них не знают и не чувствуют, в чём их благо, не говоря уже о том, в чём Благо Всеобщее. А ведь любить поистине — это искренно желать и самоотверженно делать то, что является благом для всех, точно зная или безошибочно чувствуя, чтó необходимо, а чтó лишне для вечной и истинной жизни каждого. А знать или чувствовать это невозможно без теснейшей связи с Тем, Кто является Источником истинного знания, истинного чувствования, истинного благожелания и истинного благодеяния каждому существу. Поэтому не обращаться к Нему за помощью, не умолять Его об очищении своей души, не просить Его об исцелений от своих недугов, об избавлении от наследственных и приобретённых пороков, детских представлений, обидчивости, мстительности, злобы, скверномыслия, привычек себялюбия — значит никогда не испытать счастья подлинной любви, искреннего благожелания и самоотверженного служения благу всех. И рассуждениями здесь ничего не добьёшься. Тот, кто не умеет любить — младенец, а младенцы, как известно, не рассуждают, не мозгуют, не философствуют, они, чувствуя свою беспомощность, кричат, зовут на помощь, плачут, умоляют, надрываются, — в этом правда их поведения. А достичь Любви, Бога, Вечности можно только правдой, только очерёдностью, только порядковостью поведения, независимо от того, через чтó пролегает путь правды: через радости или через страдания.
Поэтому, если вы действительно осознаёте важность любви для вашего развития и при этом осознаёте, что это не так просто, что это трудно, то вам остаётся только просить об этом, и просить об этом Того, Кто может помочь вам в ваших сложностях и в ваших трудностях, ибо Он только того и ждёт, чтобы кто-нибудь из живущих искренно возжелал уподобиться Ему в Любви.
Просить нужно обязательно. Просящие обретают Отца, Мать, Семью, Дом. Непросящие остаются сиротами. Сироты не слушаются Разума, растут вкривь и вкось, растут ради роста, а не ради Смысла, и потому на их ветвях никогда не бывает плодов истинной любви, а есть, в лучшем случае, импульсы любви, которых, как вы понимаете, недостаточно для долговременного и основательного поддержания чьей-либо жизни. Если сироты и достигают чего, то только самомнения, гордыни, одиночества и нерассасывающейся обидчивости, которая является следствием их беспрерывных потуг на пути каторжных усилий само-выживания. Вы можете выбрать один из этих двух путей, выбрать то, что вам легче, ведь Бог, в конце концов, не отвергает и сирот. Но то, что легче сегодня, завтра окажется труднее; а то, что трудно сегодня, завтра станет лёгким.
Посмотрите, чтó пишет об этом один из светочей любви:
«В молитве пред Богом будь ребёнком лепечущим, а не витией мудрствующим. Не говори чего-либо от знания, ибо знающий не нуждается в Боге; но немощью младенческой призывай Бога к себе и, как дитя, ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе Отеческой заботы, какую отцы имеют о детях своих и младенцах».
Так и вы — выбросьте все ваши знания (заодно с вашим учёным тоном), ибо, как видите, всё, чтó вы знаете, не делает вас счастливее и здоровее, не избавляет от обидчивости и страхов, искалеченности и беспомощности, не приносит гармонии и целостности. Чтó толку знать, если не имеешь того, чтó знаешь, если сам не являешься тем, чтó знаешь ? Но эти бесполезные, бездельные знания не так безобидны, как кажется: они подобны ненужным и опасным лекарствам, которые человек, занимаясь самолечением, самоспасением, натаскивает в свой дом, так что в доме не остаётся места для лекарств истинных и благотворных, а в душе, наполненной самонадеянностью и надменностью, не остаётся места для Богоупования и молитвы.
Собирание знаний и обладание ими говорит о том, что человек ещё не встречался с Богом, — так же, как обладание запасами воды говорит о том, что человек живёт в безводной пустыне, а не при источнике вод. Люди, особо изобилующие знаниями, являются теми интеллектуальными богачами, которые напрочь закрывают вход Богу в их сердце. Количество накопленных знаний напрямую зависит от приближённости человека к Богу: чем ближе человек к Богу, тем меньше он знает, тем больше уповает на то, что всё необходимое Бог подскажет или даст ему в нужный момент; чем дальше человек от Бога, тем больший запас знаний (как и всяких других средств) ему необходим, потому что надежды на Подсказывающего и Дающего у него нет.
Встретившие и почувствовавшие в своей душе Бога, начинают стыдиться любых запасов и своей привычки запасаться, потому что понимают, что запасаться или пользоваться уже накопленными запасами в Присутствии Бога — значит оскорблять Бога, допуская мысль о том, что Он может в каком-то случае забыть о нас, не позаботится. Так один из пылко любящих молился и говорил:
«Позволь мне смыть с сердца все знания и стать ребёнком, ибо мне стыдно являться пред Твоим Лицем знатоком всякого рода наук».
2
То, что вы боитесь людей, вполне естественно, ибо в каждом человеке есть то, что страшит других, ведь большинство людей носит в себе своё более или менее неуправляемое Богом чудовище. Есть такие явно агрессивные чудовища, которых просто нельзя не бояться, но по отношению к которым приходится, порой, преодолевать страх, чтобы исполнить долг. Есть такие ласковые и нежные звери, которых следовало бы бояться, потому что, нестрашные с виду, они несут в себе непереносимый ужас. Одним словом, нужно быть осторожным со всеми людьми, и быть острожным уже только потому, что наперёд не знаешь, кáк для Общего Блага обращаться и кáк вести себя с каждым. Но для того, кто хочет научиться любви истинной, направленность этой осторожности должна быть изменена: бояться других нужно не только потому, что они чем-то опасны для нас, а ещё и потому, что мы чем-то опасны для них, ибо и в нас, если мы не слиты с Богом, есть то неуправляемое чудовище, которого не без оснований боятся другие.
3
Словá — это не такие пустяки, как вам, может быть, кажется. Словá — это такие же орудия любви, как вещи, предметы, жесты, интонации, мимика. Для того, чтобы согреть тело ребёнка, мы не можем укрыть его холодной тканью и ищем тёплую; для того, чтобы утешить больного, подбираем соответствующую интонацию голоса; для того, чтобы выразить почтение к уважаемому нами человеку, склоняем голову; для того, чтобы пожалеть несчастного, обдумываем жест; для того, чтобы подарить радость другу, убираем огорчающие его предметы. Так и словá. С такими словами, какие в своей речи употребляете вы, а также с той интонацией, с какой вы их произносите, любить и жалеть невозможно. Словá любящего и жалеющего человека отличаются от слов нелюбящего и не жалеющего так же, как любовная лирика отличается от научной диссертации, и если вы хотите учиться любви, а не наукам, то должны помнить о таких отличиях. Старайтесь согревать людей словом, следить за теплотой своих интонаций, быть доброй и ласковой матерью для тех, с кем вы общаетесь, защищая не себя от других, а других от себя, — в этом путь истинной любви.
4
Как для того, чтобы согревать других, нужно быть самому согретым, так и для того, чтобы поистине любить, нужно прежде самому быть любимым Богом и чувствовать это. Чувствование к себе любви Бога напрямую связано с обретением чувства любви. Дети, которых не любили, не могут любить даже при всём своём желании. Точно так же и тот, кто не чувствует к себе любви Бога, не может иметь чувства любви к людям, а кто не имеет чувства любви, не может и учиться любить, ибо учиться любить — это учиться подчинять чувство любви Воле и Руководительству Отца. Поэтому надо сначала иметь материал для учения, и этот материал есть чувство любви.
5
В начале своего письма вы сказали: «Я хочу понимать и любить !» Это приятно слышать. Но одного понимания мало. Нужно чувствовать другого человека, ибо чувство важнее понимания. Чувство приходит своевременно; понимание может запаздывать. Если чувство проявить своевременно, благо будет сделано; если ждать понимания, упустишь все сроки. Многое из того, чтó мы чувствуем в жизни, понимается нами, порой, только через годы, когда делать что-либо уже поздно. Поэтому проси́те Бога о живой встрече с Ним, проси́те ощутимых сердцем подтверждений Его любви к вам, ибо только от чувствования Его любви к вам в вас проснётся чувство любви к людям, возникнут переживания любви, наполненность, а тем более переполненность сердца любовью — это начало начал.
6
Духовное исцеление — сложный, мучительный и долгий процесс, а для большинства духовных людей духовное исцеление недостижимо так же, как для другого большинства недостижимо телесное исцеление. Но беда не в этом. Беда не в теле и не в духе, беда в нежелании знать свои телесные и духовные болячки и честно предупреждать о них тех, с кем связан жизнью. Беда всегда только в трусости и — в лживости, с помощью которой скрывается трусость. Беда только в корыстном лицемерии, в желании иметь о себе приятно-незаслуженное мнение, или в нежелании слышать заслуженно-неприятное. Поэтому исцелять нужно не свой дух или тело, а свой нрав, свою Совесть, свою честность, порядочность, чуткость, ибо тело и дух у многих покалечены безвозвратно, но способность сказать о себе правду, предупредить о своём телесном и духовном положении и состоянии — долг всякого человека, и от этого долга никого никогда не освобождали и не освободят, ибо для его неисполнения уважительных причин не существует.
7
Горе не в том, что у человека покалечены телесные или духовные чувства, горе в том, что у человека атрофировано нравственное чувство — стыд за себя, за свои поступки, поведение, мысли, намерения, замыслы, планы.
8
Старайтесь почаще смотреть не на свои страдания от других, а на страдания других от вас; не на свои обиды от них, а на их обиды от вас, чтобы перед вашим сердечным взором всегда был тот, кому хуже, чем вам, и кому вы можете прийти на помощь, послужить, посодействовать в его истинной нужде, ибо только истинной помощью другим держится истинная помощь себе.
9
У любящего человека нет своей жизни, его жизнь находится в жизни тех, о ком заботится Бог, его наполняющий. Ради них он становится орудием Его Воли, ради них очищает, совершенствует и хранит себя.
10
Вы многое говорите правильно. Но всё это правильное нужно не знать, а иметь, всем этим правильным нужно не владеть, а быть. Для того, чтобы научиться любить, нужно не однажды броситься на помощь погибающему человеку с желанием поддержать его жизнь, но не своими знаниями о любви, не теориями любви, а своим искренним желанием спасти другого человека. Если такого желания нет, то и знающий и не знающий равны.
11
Не бойтесь страха, бойтесь равнодушия, плевания на людей, безразличия к ним. Любить многих приходится вдали от них, потому что нашу любовь к ним они принимают за ненависть, наше бескорыстие — за расчёт, нашу преданность — за предательство. Руководиться их мнением об истинной любви и следовать их представлениям о ней — значит стать игрушкой их капризов и глупостей.