Продолжу повествование о непорочном зачатии и вечной девственности Приснодевы.
В предыдущей главе мы отметили, что у античных художников присутствовал сюжет о купании Саломеей Младенца.
Особую популярность приобрела Саломея у русских крестьян: стала главной покровительницей и помощницей родов. На второй день Рождества Христова они устраивали праздник для повивальных бабок - «бабины» или «бабьи каши», на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая даже своего дня памяти в православном месяцеслове.
Доходило до смешного. Вопреки запретам церкви местные акушерки использовали в своей деятельности элементы древней магии – заговоры, причем действия повитух совершались от имени не христианских святых, а… Саломеи!
В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заклятий спроецировать на любые роды. При начале схваток читался заговор: «Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье», роженица окроплялась водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорожденного, также произносила соответствующее заклинание: «Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь».
Вы, читатели, можете не поверить такому абсурду, коий я сейчас опишу, тем не менее, это чистая правда. У русского крестьянства существовала традиция переноса магических средств, используемых при родах, на аналогичную ситуацию со скотом. Так во время отёла читался следующий заговор, призывавший в помощь Саломею: «Бабушка-Соломонидушка, помоги нашей милой коровушке, кровушку в ней разгони и теленочка на свет божий давай».
Образ Саломеи вошел в иконографию Рождества Христова еще в одном сюжете: она изображается помогающей Богородице пеленать Младенца. Саломея может иметь нимб, хотя в перечне христианских святых она не значится.
Однако вернемся в Вифлеем 25 декабря 5 года н.э. Помимо родителей и повитух, поклонившихся Новорожденному, третьими по счету стали еще несколько простых галилеян.
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господа осенила их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям;
Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
...Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:8-12; 15-16).
Ангел обнаружил пастухов ночующими в гроте к востоку от Вифлеема. Ныне на месте сем в деревне Бейт-Сахур высится Церковь Пастушьего Лога.
Иудеи - жители Вифлеема ныне называют это место Дайр ар-Руат — «монастырь пастухов», арабы – Бет-Сахур.
Оно известно также как Пастуший Лог или Поле Пастушков, где Ангел возвестил Рождение Христа бодрствовавшим в поле пастухам:
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8-20).
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4170/
Юрий Пульвер