Профессиональные водители и спортсмены знают, что подготовка к движению начинается с установки сидения. Почему это настолько важно? Мастера академии водительского мастерства ASport так отвечают на этот вопрос: чувствуется разница во время движения, на скорости. Правильная посадка дает водителю возможность ощущать поведение на трассе автомобиля в полной мере, оценивать силы, действующие на него, и более аккуратно работать с органами управления машины.
На что важнее всего обращать внимание при управлении
Главным условием правильной посадки является прилегание к спинке кресла всей спины водителя, вплоть до копчика. Это фактор часто недооценивают, особенно те, кто учился на не слишком приспособленных для этого отечественных автомобилях. Через спину от машины водитель может получить до 70% информации.
Взгляд водителя направлен на дорогу и приборы, которые показывают не так уж много полезной информации. Но много данных получается и обрабатывается водителем бессознательно – через слух, обоняние, тактильные ощущения.
Тактильные ощущения поступают от вибрации руля, поставленных на пол или педаль ног. Но лучше всего информацию о поведении машины, действующих перегрузках и движении водитель получает через плотно прижатую спинку кресла.
Также не стоит забывать об утомляемости в дороге. При правильной посадке хорошее самочувствие сохраняется значительно дольше, это напрямую влияет на реакцию, и в итоге – на безопасность движения.
Хотя нужно признать, что многое зависит от конструкции кресла. Тем более, что цели сидения в джипе и гоночном болиде различаются. Хотя хорошее сидение стоит дорого, оно позволяет полнее использовать все заложенные инструкторами возможности машины.
Виды регулировки сидения
При подготовке кресла необходимо выполнить следующие регулировки его положения:
- продольный ход, определяющий расстояние до педалей;
- наклон сидения, обеспечивающий расстояние до руля и рычага КПП, на машинах с механикой;
- отладку подголовников, страхующих от получения травмы;
- подгон ремня безопасности.
Продольный ход сидения
Это один из самых главных типов регулировки, необходимый для правильной установки расстояния до педалей. Вначале следует вычислить самую дальнюю точку для ноги – упор педали сцепления (газа). Регулировка проводится таким образом: пододвигая сидение, добиться положения, когда педаль полностью нажата, а нога выпрямлена не полностью.
Педаль должна выжиматься полностью, но нога при этом не должна быть выпрямленной, как натянутая струна, до предела. В таком положении человек вынужден тянуться за сцеплением, испытывая излишнее напряжение, а также сильно вдавливаться в подушку сидения. Долго сохранять такое положение очень утомительно.
С другой стороны, рекомендуется сохранять как можно большее расстояние от «торпеды», сохраняя комфортное положение. Слишком близкая посадка не даст возможности упираться в пол левой ногой. А при высоко поднятых коленях сохраняется риск получить травму при аварии или резком торможении, задев коленями рулевую колонку.
В сидениях некоторых автомобилей можно найти дополнительные опции – выдвигающаяся передняя часть, высота и наклон подушки, другие характеристики. Но все эти дополнительные настройки должны преследовать одну и ту же цель:
- при нажатии любой педали до упора нога не должна упираться в подушку;
- колени должны располагаться достаточно далеко от «торпеды»;
- нога при работе не должна выпрямляться полностью;
- левая нога должна иметь полный жесткий упор в пол.
Наклон спинки сидения
После регулировки продольного расположения сидения требуется установить наклон спинки. Это помогает определить расстояние до рулевого колеса и рычага переключения КПП.
Расстояние до руля должно быть таким, чтобы водитель, плотно опираясь спиной, мог свободно доставать вытянутыми руками до его верхней точки. Наилучшее руление обеспечивается на почти полностью выпрямленных руках. А при скоростном управлении локти не будут биться ни о тело водителя, ни о дверцы машины.
И при этом необходимо, чтобы при любых операциях с рулем лопатки не отрывались от спинки кресла. Точно так же оптимальным должно быть расстояние для работы с рычагом КПП, чтобы при переключении передач не нужно было отрывать спину от кресла.
Для дополнительных регулировок необходимо выполнять такие же требования: спина прижата к спинке кресла и не отрывается от него при работе с любыми органами управления – выключателям, кнопкам, рычагам. При этом должно сохраняться максимальное расстояние до руля и панели управления, чтобы обеспечить ее максимальный обзор.
Достичь всех необходимых условий можно только в грамотно сконструированных автомобилях. Более дешевые модели авто не могут обеспечить идеального положения. Но и здесь можно достигнуть компромисса, чтобы соблюсти главные требования:
- максимальный обзор;
- оптимальное расположение до руля;
- комфортное переключение минимум первых 3 передач.
Регулировка подголовников – важное условие безопасности
Подголовник, несмотря на свою на первый взгляд незначительность, имеет важное значение в обеспечении безопасности. Считается, что его верхний край должен находиться на уровне верхней точки уха (высота бровей). При его расположении выше или ниже водителю грозит травма при ударе сзади.
Нужно предостеречь тех, кто только начинает ездить: при движении голова не должна на него опираться. Подголовник – элемент системы пассивной защиты. Голова водителя должна находиться в вертикальном положении, и мышцы шеи не должны быть расслаблены. Иначе это может привести к засыпанию. А если голова откинута назад или наклонена в сторону, это значительно снижает способность оценивать дорожную обстановку и моментально реагировать на ее изменение.
Следует отметить, что даже у опытных водителей с большим стажем не всегда посадка является полностью грамотной. Нужно понимать, что оптимальное положение за рулем не связано со вкусами или предпочтениями автолюбителя. Она закладывается конструкторами в ходе проектирования машины и ее изготовления. В джипах положение водителя приближено к вертикальному, а в спортивных автомобилях пилот располагается почти лежа.
Регулировка ремня безопасности
В современных автомобилях предлагается настройка положения верхней точки крепления ремней безопасности (при трехточечной системе). При настройке нужно следить, чтобы застегнутый ремень свободно ложился на плечо, не сковывая движения. Он не должен соскальзывать или раздражать шею.
Пренебрегать ремнем не стоит ни в коем случае! При лобовом или боковом столкновении он убережет грудную клетку от удара. Еще он хоть и не сильно, но прижимает тело к спинке кресла, улучшая соприкосновение с сидением и помогая ощущать вибрацию машины.
Если же вам кажется, что ремень стесняет движения при управлении, вспомните еще раз: корпус должен быть неподвижен при любых маневрах. И если ремень «мешает» двигаться – пересмотрите свое поведение за рулем и посадку. При правильном положении проблема исчезнет сама собой.
Регулировка обзора
После занятия оптимального положения необходимо отрегулировать задний обзор. Для этого требуется установить зеркала в правильное положение.
Боковые требуется повернуть так, чтобы в них отражался только небольшой фрагмент своего авто, а основное пространство занимала дорога. При этом фрагмент авто должен просматриваться обязательно, чтобы изображение было «привязано» к точке в пространстве. Тогда при беглом взгляде сразу будет понятно, какое положение относительно машины занимает видимый объект.
Также необходимо добиться того, чтобы линия горизонта во всех зеркалах по возможности совпадала. Это обеспечит более удобное ориентирование при переводе взгляда.
Не стоит забывать, что все регулировки должны быть рассчитаны на рабочее положение, которое занимает водитель. И если для этого требуется смещаться по салону, то окончательный вид необходимо оценивать из стационарного положения.
Опасность «мертвых зон»
Очень важным является знание местоположения «мертвых зон», которые необходимо учитывать при маневрировании. Для этого водителю потребуется помощь напарника.
Когда автолюбитель смотрит вперед, он включает и боковое зрение, которое охватывает примерно 180° пространства в передней полусфере. Попросите друга стать слева сзади, чтобы его хорошо было видно в зеркало. И попросите его начать отходить влево, подальше от машины. В момент, когда он исчезнет из зеркала, просигнальте. А затем обернитесь и запомните сектор, в котором он находится.
Между зоной, охваченной боковым зрением (почти перпендикулярно машине), и видимым в зеркало участком и находится «мертвая зона». По мере удаления от машины она растет, и уже на расстоянии в пару метров становится достаточно большой, чтобы в ней поместился автомобиль.
А теперь вспомните, что это – соседняя полоса движения, в которой может оказаться «невидимая» машина. Причем не сзади, а сбоку, и движется она с той же скоростью, что и ваша. При совершении маневра в эту сторону тормозить ей будет уже поздно, и столкновение станет неизбежным. Поэтому каждый раз перед маневром необходимо сделать привычный просмотр «мертвых зон». И проделывать это необходимо быстрыми, короткими взглядами, чтобы не терять контроля над ситуацией по ходу движения.
Очень опасны такие зоны при выезде под углом на главную дорогу. Ведь она полностью оказывается в «невидимом» секторе. Именно поэтому на таких перекрестках устанавливается знак «Стоп». Но даже если такого знака нет, не забывайте делать две вещи одновременно:
- быстрыми взглядами просматривайте ситуацию на главной дороге;
- сохраняйте безопасное расстояние до впереди идущего авто и контролируйте его движение: когда вы решите, что он уехал на свободную трассу, он может внезапно остановиться.
Не менее важна такая же зона справа от машины. Осматривайте ее при возвращении после обгона на свою полосу – не стоит сбрасывать со счетов любителей обгонять справа и выполнять неожиданные перестроения. Также опасно появление в этом секторе мотоциклистов, велосипедистов или пешеходов, просто предметов при парковке или при движении задом.
Опытные водители стараются учитывать и свое попадание в чужую, не просматриваемую зону, что позволяет избежать неожиданных маневров не подозревающего о вашем присутствии «коллеги».
Дополнительные замечания
При настройке посадочного места стоит учесть и то, что у каждого человека имеются свои физические особенности. Это длина рук и ног, полнота, высокий или низкий рост. А зачастую играют роль и более сложные условия – болезни спины, искривление позвоночника.
В таких случаях требуется найти компромисс, обеспечивающий максимальное соблюдение условий управления машиной:
- удобное расстояние до педалей;
- нормальное положение при рулении;
- свободное переключение передач.
Если одновременно соблюсти все эти требования не удается, следует сменить сидение, изменить принцип регулировки или вообще отказаться от данного типа машины. Иначе это может привести к аварии из-за неправильной посадки.
Также требуется убрать из рабочей зоны все посторонние предметы. Ничто не должно мешать управлению машиной или закрывать обзор. Это касается и предметов, которые лежат на полу. Они имеют привычку закатываться под педали, не позволяя их нажимать. И если это случится в экстренной ситуации, они могут привести к аварии.
Все, что находится вне рабочей зоны, должно быть закреплено. При резком маневрировании предметы начинают летать по всему салону, и в самый важный момент они оказываются в не подходящем месте.
Со стекол и зеркал необходимо снять все украшения. Опыт показывает, что хотя перекрываемая зона кажется пренебрежимо малой, в ответственный момент именно она окажется критичной. Обзор по сторонам и в задней полусфере является слабым местом большинства автомобилей. И посторонние предметы на зеркалах и боковых стеклах только ухудшают положение.
Еще один опасный момент – когда украшение на ходу отрывается и падает. У большинства водителей возникает непреодолимое желание нагнуться, чтобы быстро (на ходу!) поднять его.
Удачи на дорогах!