9 сентября в Москве открыли четвертую линию D4 Московских центральных диаметров (МЦД). Это самый длинный диаметр (86 км) и первый диаметр, для открытия которого пришлось строить новые пути.
Наблюдатели говорят, что еще три месяца назад было не готово ничего, но потом нагнали строителей, которые совершили чудо. Чудо было нужно к выборам.
Переименованный диаметр с «бутылочным горлышком»
Четвертый диаметр идет от станции Апрелевка (это Киевское направление) до Железнодорожного (Горьковское направление). Московские власти решили, что Киев сейчас упоминать нельзя, а где был Горький уже никто не помнит, поэтому диаметр вместо Киевско-Горьковского стал Калужско-Нижегородским.
Это диаметр, у которого есть свое «бутылочное горлышко». В районе платформы Серп и Молот до сих пор не построили третий и четвертый пути. Мешает здание, с собственником которого никак не могли договориться. Так мы узнали, что московские власти ценят частную собственность. Интересно, чья она.
Четвертый диаметр стал первым, для которого построили новый участок железной дороги, который раньше никогда не существовал. Его главной «фишкой» стала высокая эстакада в районе Москвы-Сити.
Новый маршрут через центр
При движении с Киевского направления поезда теперь сворачивают налево, едут вдоль МЦД, а в районе Москвы-сити уходят направо. Затем вместе с поездами первого диаметра они доезжают до Белорусской. Пересадку на станции «Беговая» построить тоже не успели.
От Белорусской поезда идут к Савеловской, а затем – через «Марьину рощу» и еще не открытую «Рижскую» к «Площади трех вокзалов» (бывшая Каланчевская) и далее на Курский вокзал. Платформу Станколит, которая существовала в «прошлом жизни» соединительной ветки, закрыли навсегда и возвращать не собираются.
Поездка по диаметру занимает больше двух часов. Это очень медленно. Впрочем, все диаметры – и первый, и второй, и третий – едут так же медленно. Причем ни столичные власти, ни РЖД ни разу не обещали повысить скорость движения диаметральных поездов.
«Иволгу» не построили
В запуске движения принял участия глава РЖД Олег Белозеров. Он был на платформе недавно переименованной Площади трех вокзалов. Путин и Собянин вещали онлайн. А вот «Иволг» не было.
В августе в Петербурге показали новую «Иволгу 4.0» для четвертого диаметра. От третьей она отличалась большим количеством дверей. Теперь в каждом вагоне будет по шесть дверей – по три с каждой стороны. Почему понадобилось увеличивать количество дверей (само собой, за счет количества сидячих мест), никто не объяснил. Поезда идут настолько медленно, что проблемы – простоит он у платформы 30 секунд или минуту – вообще нет. Да при составлении расписаний никто этого и не учитывает.
Вместо «Иволг» движение открыли ЭП2ДМ. Это модернизированные электрички прежнего поколения. От ЭП2Д их отличает новый дизайн и – говорят – отечественные компоненты. Но это не проверить.
Однако новых ЭП2ДМ только два поезда. Остальное – устаревший подвижной состав.
Когда здесь появятся «Иволги» и в каком количестве – неясно. В мае Собянин обещал, что к концу 2023 – началу 2024 года.
Как теперь ходят поезда
Теперь практически полезная информация. С запуском D4 все электрички с Киевского вокзала стали немного экспрессами. Они едут теперь не со всеми остановками. А на участке до Апрелевки останавливаются лишь на станциях Минская, Аминьевская, Очаково, Переделкино. Понятно, что многим это стало неудобно. Хорошая новость заключается в том, что на участке до Апрелевки электропоезда стали ходить действительно быстрее за счет пропуска станций.
Нет-нет, это было неочевидно. Например, «Аэроэкспресс» в Шереметьево идет хоть и без остановок, но со скоростью электрички, которая идет со всеми остановками (да, я знаю, что на Савеловском направлении нет третьего и четвертого пути, а на Киевском есть).
Еще одно необычное решение. Часть электричек «дальнего пригорода» Нижегородского направления теперь будут начинать свое движение не от Курского вокзала, а от станции Апрелевка, проходя Москву насквозь и становясь «диаметральными». Оттуда будут ходить поезда на Купавну, Фрязево, Захарово, Электрогорск, Павловский Посад, Крутое, Петушки.
То есть, теперь, например, можно поехать Апрелевка – Петушки и провести в электричке прекрасные четыре с лишним часа.
Это, кстати, не ноу-хау. И на первом диаметре, и на втором диаметрах есть такие сквозные электрички дальнего пригорода. Электричка-рекордсмен ходит по маршруту Шаховская – Тула через D2. На ней можно ехать шесть c лишним часов. И лишь на D3 таких электричек нет.
Открывая четвертый диаметр президент Путин заявил, что диаметры будут продлены до Калуги, Тулы и других крупных городов в регионах, окружающих столицу. Что он имел в виду, непонятно. В некотором смысле, они и так уже продлены. В РЖД тоже не стали пояснять мысль президента.
Еще одно интересное изменение. Для части электричек конечной станцией теперь станет Нижегородская. Туда будут приезжать некоторые экспрессы и электропоезда из Балашихи. В то же время часть электричек из Балашихи будут проходить Москву по диаметру насквозь. Для некоторых РЭКСов начальной станцией маршрута стала Площадь Трех вокзалов. А вот Курский вокзал вообще перестал быть начальной станцией маршрутов.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.