Найти тему

Материалы для 1 класса (сентябрь)

Оглавление

Задачи, предлагаемые в этом посте, можно предлагать как дошколятам, так и второклассникам и старше.

На примере этих материалов можно опробовать те идеи, о которых я говорил в своём предыдущем посте о том, как помочь ученику.

Введение

На кружок в 1 класс приходят очень разные дети: у кого-то уже есть опыт решения нестандартных задач или головоломок, а кто-то еле считает в пределах 20. Мчаться вперёд и изучать методы решения олимпиадных задач в этом возрасте не вижу смысла, тем более в таком возрасте может не хватать совсем базовых навыков для понимая происходящего, а дрессировать учеников готовыми алгоритмами неправильно. На мой взгляд лучше использовать имеющееся время для достижения трёх важных целей, исходя из которых отбираю задачи и форматы занятий.

Подобные посты будут выходить раз в месяц и содержать подборки занятий для 1 класса.

Основные цели

К концу первого класса ученик должен:

1. Понимать концепт "задания".

Несмотря на кажущуюся очевидность (а может и благодаря ей) идея правил, согласно которым оценивается результат, достаточно сложная (сложность этой идеи проявляется, к примеру, когда ученик отгадывает ответ или решает задачу по зазубренному алгоритму, а не исходя из условия задачи). Поэтому курс первого класса состоит из различного вида головоломок. И если в сентябре-октябре ученики, увидев клеточки с числами кричат "СУДОКУ!", то к концу учебного года ребята уже не спешат с догадками, а читают условие.

2. Знать, что в условии задачи находится важная информация.

Из прошлой вроде_как_очевидной идеи вытекает вроде_как_очевидное_следствие. Но несмотря на то, что более менее последовательному чтению задач можно учиться вечно, саму идею можно освоить за несколько месяцев.

Понимание этой важной мысли достигается небольшими изменениями в условиях головоломок внутри листочков. И когда ученик переходит к следующему блоку задач, я спрашиваю "А чем эта задача отличается от предыдущей?", чем подталкиваю к изучению условия и вычленению самой важной информации.

Также важным подспорьем является определённый протокол общения с учениками, но об этом я напишу в одном из следующих постов.

3. Уметь ошибаться и извлекать из своих ошибок пользу.

Ошибки — это неизбежность. И не только при решении задач. Но в рамках кружка важно уметь последовательно:

  • понять, что ты ошибся;
  • не расстроиться;
  • понять, где произошла ошибка и какой именно части условия эта ошибка противоречит;
  • из сделанной ошибки сделать вывод и получить правильный ответ.

Это достигается долгой практикой и терпеливой помощью преподавателя.

Материалы

4 цвета

Пример того, как из комплексной и сложной теоремы может быть извлечена механика, полезная для первоклассников. Особый интерес приставляют задачи №4 и №5, в которых ученикам предлагается обобщить свой опыт.

Арифметическая змейка

Простая в своей идеи механика, отлично подходящая для начала года и тренировки умения извлекать пользу из ошибок. В силу своей простоты на целый урок таких задач не хватает и требуется смена деятельности.

Красим ковры

Содержательные головоломки, напоминающие филломино, но тут важно, что каждое число — это отдельная часть. Отличная возможность потренироваться в последовательном чтении.

Просим прочитать детей весь текст и сообщить о своей готовности.

Читаем с детьми первое предложение.

Большие квадраты — это ковры.

Вопрос: Сколько ковров изображено на рисунке?

Ковры разбиты на квадратики.

Вопрос: Сколько квадратиков в самом большом ковре?

Раздели ковры на части так, чтобы в каждую часть входило одно число

Вопрос: Сколько частей будет в первом ковре? Во втором? В шестом?

и количество клеток, равное этому числу.

Вопрос: Сколько клеточек будет в части с этим (показываем на "3") числом?

Города и дороги

Продолжаем учиться читать условие.

Ниже нарисованы схемы городов нескольких стран. Каждая страна изображена в своём прямоугольнике.

Вопрос: Сколько стран на листочке?

Кругами обозначены города,

Вопрос: Сколько городов в первой стране? В шестой?

Вопрос: Какая страна с самым большим количеством городов?

а число внутри круга показывает количество дорог, выходящих из города.

Вопрос: Сколько дорог будет выходить из этого города?

Проведите прямые дороги между городами так, чтобы дороги не пересекались.

Вопрос: Подходит ли этот вариант? (рисуем примеры с пересекающимися и кривыми дорогами).


Поделитесь в комментариях вашими впечатлениями и впечатлениями ваших детей от этих задачах! Может быть у вас есть идеи, как можно усложнить задачи?