Найти тему
НейроЭнергоПластика

Нейропсихологический центр Екатерины Лебедевой. Как мы работаем с детьми и родителями.

Наш центр называется нейропсихологический центр адаптации и саморегуляции. Мы работаем в Москве с 1999 и были первым частным нейропсихологическим центром. С момента создания метода Замещающего онтогенеза (Б.А.Архипов, А.В.Семенович) мы занимались апробацией и внедрением данного метода, который впоследствии был расширен и дополнен. Частично его элементы были включены в метод Нейрпсихологическая Психокоррекция (М.Е.Сандомирский, Е.С.Лебедева).

Нейропсихологическая коррекция продолжает занимать лидирующее место в детской психологической практике, связанной с нарушениями психомоторного и когнитивного развития. В общем смысле нейропсихологическая коррекция представляет собой рефлекторное психокоррекционное воздействие на мозговые механизмы психологической дезадаптации и может совмещаться с различными методами, как неспецифическая ресурсная часть терапии, создающая - оптимальные функциональные состояния для терапевтических изменений.

Решая свою нейропсихологическую коррекционную задачу, нам сразу пришлось столкнуться с необходимостью учитывать ряд сложностей и особенностей социально-психологического характера и с необходимостью включать в работу дополнительные виды деятельности.

В 2000-ые годы на начальном этапе функционирования центра мы провели большую работу по «ликбезу» с населением, объясняя и рассказывая о нейропсихологии в целом и о нашем методе в частности. В течение нескольких лет мы бесплатно проводили в школах и детских садах Москвы встречи с родителями, работали с директорами школ, педагогами и воспитателями. В том, что сейчас нейропсихологическая коррекция известна и в том, что она зарекомендовала себя, как эффективное средство помощи в решении обширного круга когнитивных, психологических и психосоматических трудностей, большая роль принадлежит сотрудникам нашего центра.

В течение первых пяти лет практически ежемесячно мы публиковали статьи, в доступной форме разъясняя суть нейропсихологической коррекции. После этого нами был организован форум в интернете. Стало возможно вести диалог, иметь обратную связь, отвечать на конкретные вопросы – все это существенно продвинуло популяризаторское направление нашей деятельности благодаря возможностям интернет-пространства.

По мере развития центра стала очевидной потребность расширения деятельности, связанной непосредственно с самими родителями и их социальными и психологическими особенностями. Дело в том, что нейропсихологическая коррекция требует большой включенности в занятия взрослого окружения ребенка. Родитель должен безукоснительно точно выполнять предписания нейропсихолога, поскольку через специально подобранные движения мы работаем с нейронными связями головного мозга – ослабляем неадаптивные, формируем новые и добиваемся их автоматизации. Работа длительная и ежедневная в течение как минимум полугода. Устают дети, устают родители и это рождает лазейку прервать занятия, не дойдя до конца и не получив результата.

Понятно, что значительная часть проблем детей, проистекает от взрослого окружения, прежде всего, конечно, от родителей. И это не только наследственные факторы. Постоянное переутомление взрослых, отсутствие полноценного отдыха, да и просто времени «для себя», личные сложности – в семье ли, на работе или с самим собой закономерно формируют тот психологический фон, на котором живут и взрослеют дети, воспринимая модели поведения взрослых. Не все эти модели таковы, какими мы ходим одарить наших детей. Да и сложно осчастливить другого, если ты не счастлив сам. На фоне не простой жизни взрослых детям катастрофически не хватает эмпатической составляющей, которая позволила бы хотя бы отчасти компенсировать этот дефицит эмпатии в детско-родительских взаимоотношениях. А что может дать ребенку мама или папа, которые еле справляются со своей не простой жизнью? А ведь именно дефицит эмпатии является одним из важнейших механизмов психологических и психосоматических нарушений у детей.

В основном эмпатический посыл даже если он и наличествует, он выражен мимоходом и словесно, но эффективность эмпатического психокоррекционного воздействия существенно повышается, когда он выражен невербально, с помощью телесных эмоциональных якорей, с опорой на психобиологические механизмы симбиотического уровня.

Использование релаксационно-трансовых техник, создающих оптимальное функциональное состояние для эффективного проведения коррекционной программы также требует участия взрослых. Благодаря трансовому повышению пластичности мозга и формированию искусственных сенситивных периодов, подготавливается физиологическая база («почва»), на которой должны укореняться прививаемые когнитивные и поведенческие навыки, поскольку лежащие в их основе рефлекторные механизмы естественным образом играют большую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. С ними связан механизм формирования сознания ребенка, как «совместного знания» с окружающим взрослыми. Также важно в детской психокоррекции, трансовое «обучение по образцу», поскольку оно позволяет ребенку «впитывать» навыки саморегуляции от взрослых.

Со времени перестройки привычный жизненный уклад в нашей стране изменился. Члены семьи проводят все меньше и меньше времени друг с другом, дома они очень мало общаются между собой, мало разговаривают, в основном смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Возросло число детей, растущих без присмотра. У многих родителей немало своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое количество детей живут в неполных семьях. Дети мало занимаются спортом. Многие питаются неправильно и не регулярно. Даже маленькие дети перестали быть вежливыми. Часто их грубое поведение повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают особенности собеседника, мало говорят о действительно существенных и важных для них проблемах. С трудом слушают друг друга. Учителя вынуждены больше времени уделять дисциплине в классе, за счет чего милым и дружелюбным детям достается меньше учительского внимания. Педагогам приходится устанавливать более жесткие порядки, так как приходится работать с большим числом беспокойных детей. В результате дети чувствуют себя менее свободно, у них нет возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Изменилась атмосфера в семьях. Родители и дети живут более интенсивной жизнью, в которой нет времени для совместных занятий и семейных ритуалов, для общения друг с другом. Возросшая потребность в деньгах заставляет родителей работать еще интенсивнее и усугубляет перечисленное. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние – напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадаются они легче, чем прежде.

На первый взгляд кажется, что у родителей и у детей стало больше возможностей для приятного время препровождения, но они чаще жалуются на скуку. Вроде и уделяется внимание в многочисленных ток-шоу чувствам, а мы все меньше и меньше встречаемся с сочувствием и готовностью оказать помощь другому. Все больше становится социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Дети-подростки чувствуют изменения в профессиональной жизни. Никто не может сказать с уверенностью, что, даже успешно окончив школу, они смогут работать и учиться в той области, которая их привлекает. Рынок труда придирчив. Те, кто получает возможность работать должны быть не только профессионалами, но и обладать рядом новых социальных навыков – уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Так постепенно для поддержания постоянной "обратной связи" с семьей ребенка выросла работа с родителями – психологическое консультирование и психотерапия, которые стали обязательными для родителей, чьи дети приходят заниматься в наш центр. Мы обсуждаем индивидуальные особенности детей, которые выявляются нами в процессе проводимой работы, выслушиваем запросы родителей, личную ситуацию и мнения по этому поводу. После чего вырабатываем совместно конструктивные алгоритмы взаимодействия с ребенком дома и на занятиях. Ведь каждый из нас, будь то ребенок или взрослый, включен в свое окружение, во многом зависит от него. А уж будущая личность ребенка всегда формируется на фоне окружающей его обстановки. Проводимые нами исследования в московских школах в рамках бесплатной социально-психологической помощи населению показали высочайший уровень тревожности у современных школьников и ощущение ими внутреннего одиночества.

Так помимо нейропсихологической и когнитивной части коррекции в обязательную программу курса мы стали включать обязательные тренинговые занятия с детьми на коммуникативные навыки и развитие эмоционально-волевой сферы.
В последние годы нами были организованы дополнительные формы работы в виде Психологического клуба и Родительского клуба. Один раз в месяц мы встречаемся с родителями, так же на нашу встречу может прийти любой желающий. Темы для обсуждения подготавливаются нами, исходя из работы с тестами и анкетированием, а также могут быть предложены участниками клуба. Обязательными являются темы возрастной психологии, особенностей взаимодействия родителей между собой и с детьми, темы нарушения детско-родительских отношений, тревожности, кризисы, разводы и многое другое. После встречи мы выкладываем на сайте аудиозаписи заседания клуба.

Таким образом, меняющаяся социальная обстановка диктует дополнительные формы работы. Учитывая массовую распространенность когнитивно-поведенческих и психосоматических проблем, которые эффективно помогает решать нейропсихологическая психокоррекция, их значимость в масштабах общества, мы постоянно расширяем и дополняем свою работу новыми техниками и методиками. Считаем, что подобная социально-психологическая работа должна стать предметом программ социальной психологической помощи, в том числе для организованных контингентов детей – в школах и детских дошкольных учреждениях.

Руководитель центра Екатерина Сергеевна Лебедева

Нейропсихология
0