Кто сеет в Крыму зерна раздора
Не первый год в Крыму ведется полемика между коренными жителями и "понаехавшими". "Понаехавшие" ( далеко не все) критикуют условия жизни, медицину, грязное море с ротавирусом, образование, цены на жилье, продукты, банковское обслуживание и даже образ жизни крымчан: "ленивые", "недоброжелательные", "жадные", не способные создать комфортные условия для отдыха, "а деньги дерут будь здоров!". Крымчане (опять-таки не все ) обвиняют приезжих (отдыхающих преимущественно) в том, что из-за них повышаются цены на продукты, жилье, ухудшается экология - полуостров зарастает мусором. Оно и понятно, несколько милионов "сезонников" каждое лето создают напряжение в коммунальной сфере. Не облегчает его и растущее количество переселенцев из России.
И тех, и других можно понять. С присоединением Крыма сюда хлынул поток северян -- за южным солнышком, морем, фруктами, прекрасным воздухом, за красотами, которым нет равных в мире. Недаром Екатерина вторая назвала Крым медалью на груди России.
Еще при Юрии Лужкове, опекавшем Крым, местные жители просили нас, отдыхающих: русские, приезжайте, живите у нас, наведите в Крыму порядок! Кто знал, что пройдет совсем немного времени, и их пожелание исполнится -- русские приехали, порядок наводят. Но к большому сожалению часть переселенцев привезла с собой высокомерие и хамство по отношению к местным жителям. Например, блогер Наталья без стеснения навесила на крымчан оскорбительный эпитет -- "свиньи". Высмеяла детали быта людей, их привычки, образ жизни, даже местный говор. Сильно раздражали ее бомжи, "путающиеся под ногами" у "нормальных" людей. На все попытки ее урезонить местный блогер, уважаемый журналист Владимир Трошин, получил хамский ответ. Блогерша из Севастополя продолжила свой "победоносный " демарш, круша направо и налево недостатки города и его жителей. Севастопольцы были поделены на "своих" и "чужих". "Свои" -- это сибиряки, переехавшие в Крым на ПМЖ, "чужие " -- местные жители, "пьяницы", "лентяи" и "свиньи". "Здесь нужны МЫ", -- безапелляционно заявила Наталья. По ее мнению местных надо выселить, а на их место поселить сибиряков. Вместе с местными надо выселить и бездомных.
Такая дискриминационная заявка почему-то прошла мимо внимания Дзена, на платформе которого была напечатана, хотя по его правилам подобные высказывания недопустимы. Вот странно! Никак не отреагировали на нее в комментариях переселенцы. Неужели тем самым они выразили солидарность с блогершей из Севастополя? Проглядели? Мало ли в Крыму блогеров? Пристыдила мадам переселенку только группа женщин, каждая из которых получила "ответку": "пошла вон отсюда, гадина".
Возможно, кто-то расценит высказывания Натальи как ахинею. По сути дела, так оно и есть. Но так ли безобидна эта "ахинея"? Не закладывает ли она в общество зерна экстремизма?
Крым - регион с особой историей, мы не можем знать, где вдруг вспыхнут тлеющие искры социальной розни и как может воздействовать на определенную часть населения предложение заменить одну группу на другую. Крым еще не забыл проблемы репрессированных народов, чтобы жонглировать переселенческой тематикой. Тем более, высказанной не в частном разговоре, а в публичном пространстве. Если даже к частным разговорам сегодня в Крыму внимательно прислушиваются, то почему остается без внимание публичное выступление? И вообще, можно ли считать статью в блоге и комментарий к ней публичным выступлением? Да, предложение севастопольской блогершей Натальей было сделано не сегодня, а в 2020 году , но его прекрасно помнит часть севастопольцев, а, кто знает, может быть и те, кто мечтает вернуться в Севастополь, те,
кому на руку вражда, которую сеют в своих блогах высказывания, подобного рода - они берут их на заметку как "настроения в обществе". Не хочу гнать волну, но есть немало зарубежных аналитиков, которые изучают эти настроения с тем, чтобы давать рекомендации заинтересованным структурам по принятию политических решений. Господи, какой стыд поливать грязью своих соотечественников перед лицом всего мира! Тем более, учитывая особый интерес к региону!
Сегодня в блоге севастопольской блогерши тишь да гладь. Она в спешке удалила опасное высказывание, как только почувствовала интерес к своей персоне со стороны автора. Сегодня в сфере ее внимания -- кулинария, посещение местных кафе, прогулки по горду и письма людей, которые она случайно нашла в купленном доме.
Но где гарантия, что спустя какое-то время севастопольская бытописательница не выдаст очередные перлы из жизни города-героя, созвучные экстремизму?
Со времени развала СССР мы уже забыли, что такое цензура. Государству хватает забот другого рода. Интернет, куда переместился фокус общественной жизни, фактически существует без присмотра. Знакомый специалист из ФСБ признался: "Мы сбиваемся с ног в погоне за педофилами, "синими китами", телефонными мошенниками, распространителями порнографии и прочей нечистью. Какие уж там блогеры!"
По идее, их должен "пасти" Дзен, на чьей платформе они размещают свои каналы. Но вы же понимаете, что это почти невозможно. И вот результат: Дзен засорен блогерами без царя в голове. Пишут, что Бог на душу положит. Выдвигают завиральные, а то и полуэкстремистские идеи, разжигают рознь в регионе, где слова нужно подбирать с особой осторожностью. Да, не все в Крыму нравится людям, над проблемами того же Севастополя еще работать и работать. И блогеры, та же Наталья, если по-настоящему печется о своем новом доме, могут внести свой вклад в общее дело. Какой? Объединив "понаехавших" и местных в борьбе за чистоту и благоустройство, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и отдыха. Россия принесла в Крым свои институты государственного управления, надо развивать их работу, помогать населению ориентироваться в новой законодательной реальности. Но это же труд! Проще заниматься критиканством, или писать о том, как варить варенье.
К сожалению, мотивация блогеров-критикацев далека от интересов общества. Их цель -- заработок. Дзен предлагает им вознаграждение за их работу. Арифметика простая -- чем больше аудитория, читающая их опусы, чем больше рекламы эти опусы вмещают, и чем больше времени уходит у посетителей канала на их прочтение, тем выше оплата. Раньше она была в разы больше, чем сейчас. И какой только белиберды не публиковали в погоне за деньгами! С 1 августа Дзен изменил условия и стал мотивировать авторов выдавать качественный продукт. Посмотрим, как это скажется на контенте каналов.
Первый результат-- ушли те, кто не готов работать в новых условиях. Да, нужно признать, что это своеобразный вид цензуры. И замечательно! Останутся те, кто работает честно. Автор вообще "ЗА" цензуру в публичном пространстве, чтобы не появлялись в нем пожелания "переселить сибиряков в крым, а крымчан -- в Сибирь". И новоиспеченные крымчанки не хаяли местных жителей только за то, что они живут по своим правилам.
Продолжая тему цензуры, хорошо бы подумать над вопросом, нужно ли создать схему общественного контроля тех блогеров, которые отличились хамством в своих публикациях? Той же севастопольской авторши Натальи , "перлы" которой послужили поводом для написания этой статьи? Критика -- вещь необходимая, но какой, по-вашему, она должна быть, и какой тон в публичном пространстве допустим, а какой нет? И считать ли публичным пространством комментарии к статьям, или пусть каждый пишет, что хочет и как хочет, а отдельные блогеры пусть и дальше посылают несогласных с их точкой зрения читателей подальше, считая блог "своим домом" , без извинений? Севастопольская блогерша Наталья именно так рассматривает свой канал и блокирует всех, кто хотя бы робко не соглашается с ее утверждениями.
Приглашаю к разговору не только своих подписчиков, но и моих оппонентов из числа подписчиков Натальи. Я принципиально никого не блокирую. Единственное требование -- корректность.
Приглашаю также ее саму извиниться публично перед севастопольцами за унижающие человеческое достоинство высказывания в их адрес и в адрес подписчиков, которых она оскорбила. Для такого поведения нет срока давности, если речь идет о порядочности.
P.S. Выражаю глубокое соболезнование семьям людей, недавно пострадавших в Севастополе.
Галина Ананьева,
Член Союза журналистов России