Рисунок 1967 года. «Маркс: — А это проценты с моего «Капитала»!»
14 сентября 1867 года, тиражом 1000 экземпляров, вышел в свет первый том «Капитала» Карла Маркса. Тираж в тысячу экземпляров по нынешним временам кажется мизерным, но для труда по политэкономии для тех времён он был совсем не мал. «Положение рабочего должно ухудшаться, какова бы ни была высока или низка, его оплата, — отмечал автор. — Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на противоположном полюсе...»
Сильно ли изменился мир под влиянием этого сочинения? Да, изменился до неузнаваемости, хотя, возможно, и не так сильно, как хотелось бы автору книги.
Вот, между прочим, любопытное предсказание 1924 года из советского журнала «Смехач». Так, по мнению авторов издания, должны были звучать частушки... 1994 года (отрывок).
«Мужичьё в автомобиле» — это, пожалуй, сбылось, хотя в 1924-м и казалось чистой фантастикой. По крайней мере, сельский житель со своим автомобилем, хоть и не «Роллс-ройсом», а более скромным москвичом или жигулёнком, в реальном 1994-м никого не удивлял. Уж тем более шахматы в каждом сельском доме в 1994-м выглядели совершенно буднично. Но, правда, и мат никуда, увы, не делся, а вместо самогонки в том именно году пили кошмарный технический спирт «Рояль», который унёс немало жизней. А вот «Капитал» «в каждой хате» — это упс, и тогда, и раньше... Хотя, может быть, если бы именно о второй части прогноза больше позаботились, то и история наша и мировая последних 30 лет внушала бы больше оптимизма?..
А то ведь в позднем СССР, начиная со времён ежовщины, Маркса и марксизм прочно задвинули на полку. Да, почётную, высокую полку, но всего лишь полку.
Борис Ефимов. «Знаток своего дела.
— Я на пятьдесят втором году жизни впервые читаю Маркса.
— А раньше Марксом не интересовались?
— Как не интересовался! Я всё время писал о марксизме». 1938 год
И беспокойство по этому поводу выражал не кто иной, как... Сталин. Это я пишу для тех сталинцев, которые свято верят, что до марта 1953 года всё обстояло благополучно, и лишь потом что-то пошло не так. Из беседы И.В. Сталина по вопросам политической экономии от 24 апреля 1950 года (правда, беседа известна по записям слушателей, а не по стенограмме):
«Первое, старшее поколение большевиков было теоретически подковано. Мы зубрили «Капитал», конспектировали, спорили, друг друга проверяли. В этом была наша сила. Это нам очень помогло.
Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практической работой, строительством. Марксизм изучали по брошюрам.
Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях. У них нет глубоких знаний. Им надо дать пищу, которая была бы удобоварима. Большинство из них воспиталось не на изучении работ Маркса и Ленина, а на цитатах.
Если дело дальше так пойдёт, то люди могут выродиться. В Америке рассуждают: все решает доллар, зачем нам теория, зачем наука? И у нас так могут рассуждать: зачем нам «Капитал», когда социализм строим. Это грозит деградацией, это — смерть».
Ну, вот, именно она, смерть, в итоге и произошла...
Константин Елисеев. «Среди начётчиков. — Как быть? Наступает посевная, а у Маркса ничего о тракторах не сказано». 1946 год
Рисунок Михаила Черемных. «Маркс и начётчик.
— Ты весь доклад строишь из моих цитат!
— Нет, я и Энгельсом пользуюсь!» 1956 год
Хотя, поскольку Маркс был всё-таки прав, последнее слово, думается, останется не за его противниками...