В первой половине сентября 2023 года всё интернет-сообщество продолжает бурно обсуждать две большие новости от Яндекса, самой дорогой IT-компании Рунета. Первая – произошло большое обновление поисковых алгоритмов. Действие которых администраторы и оптимизаторы начали чувствовать еще в августе, но ощущают до сих пор. Вторая – вышла обновленная версия нейросети Яндекса YaGPT 2.0, которая весьма серьезно отличается от первой. И если вы думаете, что обновление алгоритма поиска и выход второго релиза нейросети Yandex не имеют между собой ничего общего – вы заблуждаетесь. Давайте разбираться, что ли.
Обновление поиска Яндекса: главные новости
Слухи о том, что с поисковой выдачей в Яндексе что-то происходит, причем не очень хорошее, поползли еще 8 августа. Многие стали отмечать аномальное, а порой и катастрофическое снижение трафика по целевым поисковым запросам.
Пока одни вебмастера и сеошники думали-гадали, сбой это или поисковик начинает традиционно потрясывать в преддверии очередного апдейта, другие владельцы или админы успели написать в поддержку Yandex и получить информацию, что их интернет-ресурс попал под пессимизацию или вовсе выпал из выдачи, потому что был расценен как ГС (кто не знает, что это, пусть будет просто «сайт на котором очень мало полезной информации, но зато очень много спама и рекламы). Но в некоторых случаях из поддержки внятного ответа не последовало.
Спустя короткое время сотрудники Яндекса подтвердили, что система поиска находится в стадии обновления алгоритма. Было отмечено, что главный упор в новой технологии ранжирования в поисковой выдаче будет сделан на определение малополезного содержимого, переспамленных статей и заимствованных материалов (не только текстовых, разумеется).
Также обновлённый поиск будет более строго относится к ресурсам, на которых, по его мнению, чрезмерно много рекламы по отношению к объему реально полезных публикаций. И еще алгоритм поиска теперь лучше определяет бездушные, не всегда связные машинные переводы с других языков. Собственно, вся работа в подобном направлении целенаправленно ведется разработчиками поиска Yandex еще с конца 90-ых годов и не прекращается ни на минуту.
Но увы, на данный момент реальность такова: многие сайты, которые объективно считались самим Яндексом «жирными», отлично индексировались, высоко ранжировались в поиске и имели высокий индекс качества сайта (ИКС), фатально просели в поисковой выдаче за последние недели.
Мгновенно и опытные, уважаемые компании наподобие «Ашманов и партнеры», и их малоизвестные коллеги-конкуренты превратились в каких-то, пардон, инфоцыган и стали давать советы успешного успеха, от которых хочется спрятаться под стол и вспомнить старого лысого Капитана Очевидность.
Уважаемые эксперты номер ноль, у меня вопрос! Если это советы по работе с новым алгоритмом поиска, почему советы – старые? А что сам Яндекс советовал году эдак в 2005-ом и даже раньше? Не то же самое? Вы бы еще посоветовали в 2023 году «пишите без ошибок», ей-богу. Зато главное в сообщении есть: если что – обращайтесь к нам, мы поможем за хорошее вознаграждение. Получается, ваши бесплатные советы своим читателям – бесполезны?)))
Кстати, а вы знали, что даже самые крутые SEO компании в договоре почти всегда прописывают, что они не гарантируют результат? Это просто так, заметки на полях – вам на заметку.
Теперь, когда опытные эксперты по SEO объяснили нам, как пережить сентябрьское обновление поиска Яндекса, давайте перейдем ко второй версии нейросети Yandex.
Обновление YaGPT до версии 2.0: что изменилось и в какую сторону?
Здесь для тех, кто считает нейросети помощниками, а не врагами, есть хорошие новости. Обновленная нейросеть стала реально умнее.
Отдельно стоит отметить, что эта обучающаяся модель, скорее всего, изначальна заточена под русский язык, в том числе и синтаксис. Поэтому для работы с ней не надо совершенно никаких специфических навыков наподобие составления особых, сравнительно точных запросов (промптов).
YaGPT (я лично зову эту нейросеть просто Алисой, ведь они идут плечо к плечу) теперь может нормально понимать именно человеческие запросы на русском языке. Например, можно попросить написать текст без списка – нет проблем. Ну и так далее. Сами тексты тоже стали осмысленнее. И, что важно – нередко обновленная нейросеть Яндекса генерирует и тексты большего объема. Раньше выбить из нее больше 1000 годных знаков было весьма проблематично.
Из минусов – YaGTP версии 2.0 по-прежнему труслива. Она боится писать про медикаменты, оружие, конфликты и все остальные скользкие темы, чтобы «никого не обидеть». А если честнее – просто чтобы потом не нарваться на многочисленные иски со стороны пользователей или санкции с боку надзорных инстанций. Лучше молчать – факт.
Причем тут вообще SEO и новые поисковые алгоритмы к обновлению нейросети Яндекса?
Всё просто. Как все гениальное. Зачем козе баян? Незачем. А зачем Яндексу нейросеть? Чтобы наращивать своё влияние и увеличивать прибыль. В том числе и подменяя собой поисковый трафик – разумеется, «для удобства пользователей». Но альтруизм IT-корпораций нам всем хорошо известен – гладко бывает только на бумаге, пока не начинаются овраги.
Первая пуля в сторону копирайтеров и SEO специалистов полетела в быстрые ответы. В своей время сам факт их появления изначально воспринимался крайне негативно – выделенный большим блоком ответ автоматически отгрызал до 95 процентов трафика. Причем даже у сайтов, с которых этот ответ был взят – ведь переходить по ссылке было не надо, и для владельца ресурса такой «ответ» не имел никакого коммерческого и любого другого значения.
Потом SEO сообществу все-таки стало понятно, что по-другому уже не будет, и люди стали учиться попадать в быстрые ответы. Хоть что-то. Да и рядовые пользователи поиска все-таки нет-нет да и кликали по ссылочкам в этих больших и хорошо заметных блоках. Забудьте, всё. И вот почему.
Итак, каково же видение полезного содержимого в быстрых ответах (и вообще в текстах) глазами Яндекса? Все очень просто и давно предсказуемо: теперь «генерировать пользу» в быстрых ответах будет он сам при помощи YaGPT. Пока – только в этих блоках-подсказках, дальше - больше.
Надо было быть глухим, слепым и не очень умным, чтобы еще с момента самой первой версии нейросети Яндекса не понять – это не игрушка для пользователей, а убийца поискового трафика в целом и формирования быстрых ответов в частности. Ну и добивание значительной массы рядовых копирайтеров, не являющихся опытными и уважаемыми специалистами, экспертами, гуру и прочими пандами. Прекрасно подтверждала это и массированная HR-кампания IT-гиганта по поиску удаленных редакторов с весьма неплохим окладом в 75 000 рублей.
Как следует из текста самой вакансии, главной задачей новой армии редакторов будет «подчищать» за нейросетью. То есть проводить проверку подлинности автоматически сгенерированных текстов в ручном режиме. На модном техническом языке, где все меньше русских слов, это называется термином «факт чекинг». Что ж, всё вполне очевидно, к этому шло.
Да, в тексте указано, что надо и "самому писать тексты", но основной упор всё-таки именно на редактирование, поиск фактических ошибок и сверка по достоверным источникам..
На данный момент YaGPT второй версии генерирует быстрые ответы в режиме тестирования. Но серьезную тревогу уже забили многие известные в цифровой индустрии компании, в том числе маркетинговые и SEO-агентства. И, конечно, сами собственники сайтов сейчас нередко находятся в предобморочном состоянии.
В общем, сейчас нейросеть быстро всем докажет, что никто, кроме нее, толком ничего писать не умеет – а уж быстрые ответы тем более. Поисковые алгоритмы проведут соответственную, слаженную по всем фронтам работу. А наймные редакторы будут продолжать пилить сук, на котором сидят и стрелять себе в ногу, приближая тот день, когда их работа также окажется уже не нужной.
И по фигу, что быстрые ответы «Алисы» будут тупо содраны с экспертных и больших текстов, которые писались потом и кровью нервами сотен тысяч настоящих спецов. Не просто нахватавшихся по верхам SEO копирайтеров, но и истинных нишевых экеспертов – юристов и историков, автомобильных слесарей и сборщиков мебели, физиков и астрологов. И по сути, это – плагиат. Большой такой плагиат, размеров со всю созданную человечеством информацию.
Совсем скоро, вероятно, мы будем ходить за всеми типами информации не в поиск Яндекса или подобные системы, а в их нейросети. В худшем случае – даже без возможности найти альтернативную точку зрения и несколько ответов на один вопрос. Вот она – цифровая демократия в действии, господа и дамы.