Алексей Баталов не рассматривался на роль Гоши в "Москва слезам не верит". Никак. Он не входил в шорт-лист, выражаясь современным языком, режиссера Владимира Меньшова. Пробы на эту роль прошли два артиста: Виталий Соломин и Игорь Охлупин ("День за днем", "Сибириада"). Соломин подходил больше, но ему не хватало серьезности, основательности. В итоге все роли были распределены, а "Гоши" так и не было.
Во время очередного обсуждения Меньшова со вторым режиссёром, фоном работал телевизор, по которому показывали уже тогда старый фильм "Дорогой мой человек". Режиссёры невольно бросали взгляд на экран и в какой-то момент одновременно (!) произнесли - "Баталов".
Тут важно понимать почему до этого судьбоносного момента Меньшов забыл про Баталова. Именно забыл. Дело в том, что звезда 50 -х и 60-х - Алексей Баталов - в 1978 вышел в тираж. Он сумел "монетизировать" свой успех в звание Народный артист СССР, госпремию РСФСР, заседал в многочисленных комитетах и творческих союзах. Актерская работа ушла на второй план. Поэтому из моды он вышел, режиссеры начали про него забывать.
Итак, режиссеры звонят Баталову, договариваются передать сценарий. Актер его читает и говорит НЕТ. Но не потому, что сценарий плох и роль не его, а потому, что, Баталов на радио ставит свой спектакль.
После этого всплыла кандидатура Олега Ефремова. Начали обдумывать его и ряд других актеров. Вдруг, как в сказке - примерно в полночь - звонит телефон дома у Меньшова:
- Это Баталов. Знаете, я подумал- подумал, а гори оно все синим пламенем, я согласен, давайте работать.
Но, что интересно, Меньшова продолжали отговаривать от работы с Баталовым. Это были маститые сценаристы Дунский и Фрид ( "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон", "Экипаж", "Тень"). Для них он был анахронизмом. Посмотри последний баталовский фильм "Поздняя встреча", - предлагали они Меньшову. Фильм действительно был насквозь фальшивым. До такой степени , что за Народного артиста СССР испытывался "испанский стыд". Хорошо , что Меньшов не стал смотреть его тогда, иначе Баталов бы не прошел. Он это честно признал в своих воспоминаниях вышедших только что. И слава Богу!
Картину ждал оглушительный успех. Она понравилась Брежневу! После этого на мнение критиков можно было забить. Простой же народ штурмом брал кинотеатры по всей стране, снимая двери с петель. Друзья звонили Владимиру Меньшову и просили достать билеты на его фильм! Не в театр, а в кино! На "Москву слезам не верит". Столица давно забыла про подобные прецеденты.
Однако у всякого крупного успеха есть обратная сторона. Меньшов честно признает, что начал прикладываться к бутылке. Вот об этом в следующей статье.
Кстати, а мне идея с Олегом Ефремовым в роли Гоши, кажется интересной. Он бы ее вытянул. Что скажите на это, читатели?
Статьи по теме: