Найти тему
Пишем сочинение

ЕГЭ по литературе

В чём проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии? ( По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»)

Оценку своему герою автор даёт уже в самом названии сказки: пескарь за своё умение спрятаться от житейских бед и невзгод и избежать безвременной гибели удостоен лестного эпитета «премудрый». Однако это вовсе не значит, что М.Е.Салтыков-Щедрин в самом деле призывает своих читателей следовать примеру жалкого пескаря и взять на вооружение его жизненную философию. Дело в том, что ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное, - излюбленный приём М.Е.Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика. «Премудрый» в устах автора звучит насмешливо, даже язвительно. В самом деле, в финале сказки у читателя рождается вопрос: умно ли прожить долгую жизнь, прячась от неё и дрожа от страха. Самого пескаря смущает рой вопросов: «какие у него были радости? Кого он утешил? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём, кто об его существовании вспомнит?» Таким образом, сам ход повествования сказки – выражение авторского отношения к трусости и обывательскому равнодушию ко всему на свете, кроме собственной персоны. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

(8 предложений)

В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пескарём»?

В сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» обличаются конкретные социальные пороки того времени: после покушения народовольцев на царя в стране устанавливается глухая реакция - шпиономания, подозрительность и трусость пронизывают атмосферу русской жизни. Чувство страха и малодушие овладевают настроениями некоторой части русской интеллигенции. Автор своим произведением напоминает современникам, что обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает жизнь человека всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь и совесть.

О врождённом страхе перед жизнью продолжил говорить в своих произведениях А.П.Чехов. Наиболее показательным в раскрытии этой темы является рассказ «Человек в футляре». Главный герой, учитель греческого языка Беликов, прячет в футляр не только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, своё отношение к людям и жизни. Вся его немудрая жизненная философия укладывается в формулу: «Как бы чего не вышло». Но страх перед жизнью, который он постоянно носит в себе, не только уродует его личность, но и парадоксальным образом заставляет страдать из-за него других: поскольку сам Беликов боялся что-либо предпринимать по своей инициативе, то он свято верил только распоряжениям свыше и только тем газетным статьям, «в которых запрещалось что-нибудь». Таким образом, по словам Буркина, скромный учитель греческого языка «держал в страхе всю гимназию». Автор выносит приговор всей душной атмосфере русской жизни, «не запрещённой циркулярно, но и не разрешённой вполне».

Так же прячется от жизни, закутавшись в халат и улёгшись на диван, и герой одноимённого романа И.А.Гончарова Обломов. С той лишь разницей, что, в отличие от щедринского пескаря и чеховского Беликова, Илья Ильич «добр, умён, нежен, благороден», как характеризует его друг Андрей Штольц. Сам он хорш – жизнь плоха, поэтому он спрашивает у друга: «Что там искать? Интересов ума, сердца?» Наблюдая за своими знакомцами, которые, на первый взгляд, ведут активный образ жизни, Обломов задаётся вопросами: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» И делает вывод, что бессмысленная суета, пустые разговоры – лишь видимость жизни, на самом же деле это бег на месте. Где настоящее дело, способное реализовать самые высокие помыслы и обратиться в подвиг? Не нашёл его Илья Ильич и потому «всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире», которая стала его футляром, спасающим от суровой действительности его мечту об истинном существовании и предназначении человека. Однако герой И.А.Гончарова не обрёл благодаря своей жизненной философии счастья, так же как и премудрый пескарь М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жизнь прошла мимо.

Критикуя социальные пороки общества, русские классики отечественной литературы, бесспорно, одновременно поднимались на высоту и глубоких философских обобщений: они призывали быть честными, не терять гражданской смелости и благородства, помнить о цене человеческой жизни, о её истинном смысле.

(19 предложений)