Найти тему
На одном дыхании Рассказы

Бумеранг

  Наталья Ермолаевна, профессор медицины, жила  на первом этаже в блочной пятиэтажке. Переехала она со своей семьей в эту квартиру зимой и сразу увидела под окном спальни в палисаднике ковёр из мусора. Там было все: банки и стаканчики из-под йогурта, пластиковые бутылки из-под разнообразных напитков, упаковки от чипсов, семечек, шоколада и многое другое. Но более всего было фантиков. Просто калейдоскоп какой-то. Разнообразных, разноцветных бумажек, которые бросили за ненадобностью, съев конфеты, под ее окно. Уже тогда она задумалась, а что у людей нет мусорных ведер? 

Почему они бросают мусор в окошко? Невозможно понять,  кто это делает. Четыре этажа над квартирой Натальи Ермолаевны. 

Тогда она прошлась по всем четырём. Нашла время и заглянула в каждую квартиру, поздоровалась, представилась и очень вежливо попросила не кидать мусор в окно. 

Каждый из ее соседей делал искренне удивлённые глаза и говорил: «Ну что вы! Мы культурные люди, мы ничего не бросаем в окно».

  Когда в марте сошёл снег, Наталья Ермолаевна пришла в ужас от истинного положения дел. То, что было сверху снежного покрывала оказалось цветочками по сравнению с теми ягодками, которые предстали ее взору. 

   Они  с мужем вышли на субботник. Работали целый день, вынесли несколько мешков мусора. 

В связи с пандемией очень многие люди были дома, и почти каждый выглянул в окно и дал какой-нибудь совет. 

    — А вы забор поставьте, — кричал один. 

    — Посадите траву, тогда мусор кидать не будут, — советовал другой. 

    — Нет, трава не будет расти, земля плохая, надо удобрить сначала, — спорил с ним третий. 

    — Камеру повесьте, чтобы было видно, кто кидает, — умничал четвёртый. 

    Профессор смотрела на всех этих людей и думала: «А ведь кто-то из них же кидает из окна мусор. Или даже они все».

    Навели они с мужем необыкновенную чистоту под окнами не только своей квартиры, но ещё и старенькой бабушки справа  и молодой семейной пары слева. 

Выкорчевали старый трухлявый пень, убрали прошлогоднюю траву и огромное количество сухих веток. Вскопали землю и посадили цветы, очень много цветов и два куста бульдонежа. 

   На следующее утро Наталья Ермолаевна выглянула в окно, чтобы порадоваться чистоте и зелёным росткам, которые они вчера посадили. Некоторые из них уже цвели. Бархатцы покачивали жёлтыми и оранжевыми головками, маргаритки белели и розовели своей махровостью. Петуньи готовы были начать звенеть своими колоколами. Но то  было вчера. 

    А сегодня утром головки всех цветов были оборваны и брошены тут же, кусты были сломаны. Валялось несколько банок из-под йогурта, салфетки, ушные палочки, использованные личные предметы гигиены и контрацепции, и снова калейдоскоп конфетных бумажек. 

    У профессора потекли слёзы. Она смотрела на этот беспредел и от бессилия тихо плакала. Ей было бы гораздо легче, если бы она понимала, что это делается ей или ее домочадцам в отместку за что-то, но Наталья Ермолаевна только переехала, ни с кем не ругалась и не скандалила, они вообще ни с кем не общались. 

    Муж сказал, что он больше не выйдет в палисадник и ничего не будет больше там делать. 

    Но Наталья подумала, что не сможет жить с такой грязью под окном, и она снова вышла с большим пакетом, и снова собирала мусор. 

    Изредка поднимая голову, она видела, что почти все вчерашние соседи снова выглянули в окна. А некоторые наблюдали все время, пока она собирала изуродованные цветы и бытовой мусор. 

   Никто не давал никаких советов, никто вообще ничего не говорил в этот раз. И только старенькая бабушка, живущая на первом этаже за стеной от Натальи, выглянула в окно и сказала:

    — Спасибо тебе, милая. Хоть один день я насладилась чистотой и красотой под своим окном. Восемь лет я живу в этой квартире, почти не выхожу из дома. Больные ноги. И все эти годы горы мусора растут и растут. Некого мне было просить убрать под моими окнами. Да и усвоила я с молодости: чисто не там, где метут, а там, где не сорят, но здесь сорят. Ох как сорят! И сорить будут. Ходила я к ним, дочка. Вот как ты вчера, ходила. Но ты молодая, а я старая и на костылях. Трудно мне было, но поднялась я на все четыре этажа, в каждую квартиру заглянула. Обижались некоторые, что уличаю я их, мол не бросают они мусор в окно. С чего я взяла? Никто не бросает, а мусора все больше. 

Сама видишь: бесполезно все это. 

Бабушка горестно вздохнула и закрыла окно. 

Наталья сложила весь мусор в пакет, посмотрела вверх, все головы тут же спрятались. 

Ей хотелось орать, материться, призрев свою воспитанность, образованность, статус и вежливость, но она конечно не стала этого делать. 

«Да, — думала профессор, — порядочность, честность, вежливость, уважение — это все нынче не в чести. Это то, что требует времени. А его в наш век катастрофически не хватает».

Она так и видела дядьку, открывшего дверь старой женщине, взобравшейся на костылях к нему на четвёртый этаж. Как ему жалко эту бабульку,  и он говорит:

— Конечно, конечно. Мы ничего не выбрасываем. 

Но, закрыв дверь, он думает: «Эх где ж мне взять этих дополнительных пять минут до мусорного бака, если парковка в другой стороне». 

Или вот мамаша троих детей-школьников, которая тоже скажет: «Что вы? Я? Никогда!»

Но закрыв дверь за женщиной-инвалидом, подумает: «Да когда мне складывать этот мусор в пакет и носить его на мусорку? Вон один болеет, у другого занятия онлайн». 

Или может все это не так? И я зря юродствую. Но кто-то же бросает весь этот ужас под окно? Какие у них мысли? Почему они это делают?

Подруга Натальи, также живущая на первом этаже, сказала ей, что она слишком хорошо о них думает, потому что они не рассуждают. Они просто  делают своё дело, делают то, что им удобно. 

И  ведь у всех же есть хорошие оправдания. У них нет времени на всю эту ерунду. Ведь гораздо проще кинуть мусор в окошко, и гора растёт. 

Личное время каждого работает только на него, неминуемо отнимая время другого человека! Закон! 

Не хотелось бы никого ругать или стыдить, хотя я это уже сделала. Все взрослые люди. Так  давайте же будем взрослыми и зрелыми людьми. Ведь наверняка когда-то мама каждому из нас говорила, уча хорошему, бумажку бросать нельзя, обижать младших нельзя, пожилого человека надо уважать. Или не говорила? 

Я запуталась и не хочу обсуждать извечный вопрос, что такое хорошо и что плохо. Много написано об этом. Я хочу просто жить, уважая себя и уважая других. 

Но, экономя, своё время, они неминуемо тратят чужое. Какая мелочь! У нас не принято думать друг о друге, и тем более заботиться. 

А давайте себе представим такую ситуацию. Ведь вы помните, что Наталья Ермолаевна - профессор медицины? 

Никому не желаю болеть, но все мы люди, и все, к сожалению, подвержены недугам. 

Так вот давайте сейчас представим себе, как все те, кто бросает мусор под окно Натальи, заболели, тяжело заболели и попали в клинику, туда, где Наталья Ермолаевна трудится. Где она спасает людей, делая сложнейшие операции. Но она просто человек, а не робот. И в день может провести только две операции. Нет времени! 

А надо больше, намного больше операций, чтобы спасти людей. Но времени катастрофически не хватает. Как и у той женщины, у которой трое детей, и у того мужчины, парковка которого совсем в другой стороне от мусорных контейнеров. 

И выходит профессор к этим гражданам и сообщает, что времени нет, и она не сможет прооперировать всех, кому нужна ее помощь. Жестокость? Нет! Реальность. 

Вы скажете, как можно сравнивать мусор под окном и человеческую жизнь? Нельзя, но я сравнила. 

Талантливый хирург, профессор тратит своё драгоценное время на то, что убирает то, что было некогда каждому бросившему отнести в положенное место. И тогда никто не думает о профессоре, о талантливом хирурге, спасающем жизни. 

Вы скажете, ну никто ж не знал, что она доктор. А разве время учителя, повара, сапожника менее ценно?

Просто есть ещё такое понятие в мире как бумеранг. И оно иногда работает. К сожалению! Или к счастью? Как вы думаете? 

Татьяна Алимова