Найти тему

Русские своих не бросают?

(часть 1.)

Больше 30 лет назад не стало СССР. На эту тему я уже опубликовал несколько статей на своем канале. Сегодня, через 30 с лишним лет, мы видим трагические последствия раскола нашего общего дома на «национальные квартиры». Пролилась первая кровь в Нагорном Карабахе, Баку, Сумгаите, Прибалтике в январе 1991 года, затем в Чечне, Таджикистане, Грузии, Москве, а теперь вот на Украине.

Это результат предательской политики тогдашней партноменклатуры во главе с Горбачевым, а затем и Ельциным. Распад СССР и обретение его бывшими республиками статуса независимых государств породили и проблемы взаимоотношений с государствами «ближнего зарубежья», как их стали называть. Это был целый комплекс проблем: экономических, межэтнических, политических, и даже исторических. Особую роль среди них играли два момента: неразрывность веками складывающихся экономических, межнациональных и чисто человеческих отношений. Каждая из бывших республик СССР пыталась свести к минимуму потери от разрыва единого экономического пространства с помощью двусторонних соглашений или договоренностями в рамках СНГ. Но самыми острыми и болезненными оказались последствия форсированного возведения политиками, бывшими «коммунистами-ленинцами», стен и перегородок внутри еще вчера общего дома, где жила единая семья, называвшаяся «советским народом».

Крушение Великой державы обернулось для ее народов драмой, масштабы которой было трудно осознать. Миллионы людей лишились Родины,а есть ли что-либо более ценное для человека? Наверное,только сама жизнь. Оказались разорванными не только экономические и культурные связи, но и связи семейные,дружеские. Родители и дети оказались по разные стороны границ, вчерашние соседи,принялись, хватаясь за ружья делить некогда общую землю. Кто-то из них стал «хозяином страны», а кто-то «приживалом», человеком «второго сорта», лишенным элементарных гражданских прав.

В результате развала СССР за пределами Отечества оказались не менее 25 миллионов русских. Среди них - 11,5 миллионов на Украине, 6,3 млн. – в Казахстане, 1,4 млн. в странах Балтии, 3 млн. в Закавказье и Центральной Азии, не менее 500 тыс. человек – в Молдавии, главным образом в Приднестровье.

Русские составляли 23% населения Украины, почти половина ее населения говорила на русском языке, была близка к русской культуре. Казахи и русские - две основные нации, живущие в Казахстане, доля каждой из них в населении страны составляла 40%. Русскоязычен обширный регион Молдавии – Приднестровье. В неразрывном единстве были языковые и национальные традиции белорусов и русских на территории Белоруссии.

Без вклада русскоязычного населения трудно себе представить, например, промышленность Латвии, Эстонии или научно-технический потенциал Киргизии. Трудно было себе представить далеком 1991 году, какую роль будет играть фактор пребывания русских в новом зарубежье. С одной стороны, это было залогом сохранения устойчивых отношений с Россией, их тесного сотрудничества, подлинного добрососедства. С другой стороны этот фактор мог быть чреват обострением межгосударственных отношений бывших республик СССР. Как показало прошедшее время, в отношениях России с отдельными странами ближнего зарубежья имело место и та и другая тенденция. Различным было лишь их соотношение и внутреннее содержание.

Особенно острым стал этот вопрос после того, когда рухнули иллюзорные надежды в рамках СНГ сохранить единое военно-политическое и экономическое пространство. В нашей внешней политике по отношению к ближнему зарубежью восторжествовала концепция, что Россия должна уйти из всех бывших республик, не вмешиваться в конфликты, сосредоточиться внутри себя, т. е. в пределах границ Российской Федерации.

Итогом этой безмозглой, «козыревской», политики станут драматические события: кровавые конфликты по периметру России, распад единого экономического пространства и жесточайшие экономические и политические кризисы в суверенных государствах, бывших республиках СССР, катастрофических размеров достигнет кризис в самой России - прежде, чем начнет пробивать себе дорогу в высших политических кругах понимание особой роли России в постсоветском пространстве, неизбежность ее миротворческой, посреднической и иной деятельности, направленной на формирование дружеского окружения. Была сформулирована приоритетная задача российской внешней политики: отношения со странами СНГ и Балтии. Однако, как мы видим сегодня, отношения эти развивались противоречиво, с большими трудностями.

Во взаимоотношениях России с государствами Балтии на первое место вышла проблема гражданских прав русских в Литве, Латвии, Эстонии после вывода российских войск с их территории. Пришедшие к власти в этих странах (при поддержке российских демократов!) «народные фронты» поспешили объявить «оккупантами» не только остававшиеся на их территории российские войска, но и все русскоязычное население. Оно не получило полных гражданских прав, было обречено на положение людей «второго» сорта. Началось активное «выдавливание» русских их этих республик. В обострившихся отношениях России и стран Балтии Запад в целом занял сторону последних, оказывая на нашу страну нажим с целью безоговорочного вывода с территории этих государств российских войск. Последние воинские части покинули страны Балтии к осени 1994 года. Но проблемы русскоязычного населения в Балтии остаются очень далекими от справедливого разрешения. Закрываются русские школы, вводится экзамен на знание местного языка. В случае его незнания «неграм» грозит депортация в Россию.

В отношениях со странами Балтии основным фактором стало их вступление в НАТО в 2002 году. Руководства трёх прибалтийских республик стали выдвигать России претензии, позиционируя своё нахождение в составе СССР как оккупацию. В то же время, проводя политику дискриминации русскоязычного населения, не предоставляя им гражданства, нарушая право на образование на родном языке. Считаю, что Россия не смогла коренным образом защитить интересы своих соотечественников в Прибалтийских странах, не использовала все имеющиеся в своем распоряжении рычаги воздействия на политику этих стран, в первую очередь экономические. Хотя перенаправили свой экспорт через собственные порты, минуя прибалтийские. Могли бы, и ограничить поставки энергоносителей в эти страны, применить экономические санкции.

Полилась кровь,слезы, дороги заполнились беженцами… А последний президент СССР уходя, объявил главным своим достижением «мирный»(?) демонтаж тоталитарного государства».(Видимо, кровавые столкновения на национальной почве, которые начались, были не в счет.) Но двое,из троих разваливших СССР – Горбачев и Кравчук дожили и до большой крови…

Так произошло, в одной из первых бывших республик, в Молдавии, где столкновения вылилась в кровавую трагедию, трагедию гражданской войны. Националистические силы Молдавии, недовольные самопровозглашением Приднестровской республики, встали на путь вооруженного решения проблемы в 1991 -1992 годах. Россия сыграла важную роль в качестве разграничительной силы, в прекращении вооруженного конфликта, в защите русскоязычного населения Приднестровья.

В силу своего геополитического положения Россия и поле распада СССР объективно оставалась государством, с мощью и политическим весом которого его ближайшие соседи не могли не считаться. Без учета позиции России, без ее посредничества оказалось невозможным искать пути решения для Грузии юго-осетинского и абхазского конфликтов, для Армении и Азербайджана – проблемы Нагорного Карабаха, для Таджикистана – вопроса о защите своих границ от вторжений вооруженных формирований оппозиции с территории Афганистана и т. д.

После выборов 1993 года, выявивших неприятие значительного числа избирателей проводимого правительством курса преобразований, внешняя политика подверглась серьезной корректировке. По отношению к ближнему зарубежью Россия заняла более определенную позицию, открыто заявив о том, что все геополитическое пространство бывшего Союза - сфера жизненных интересов России, традиционных национальных интересов великой державы в евразийском пространстве. С вытекающей отсюда готовностью защищать эти интересы всеми возможными правовыми и другими средствами. Россия стремилась создать на территории СНГ интегрированное общество, основанное на социально- ориентированном рыночном хозяйстве демократических ценностей. Многие из государств ближнего зарубежья все более наглядно убеждались со временем, что без России, без ее энергетических и сырьевых ресурсов, промышленного потенциала трудно, а порой просто невозможно решать собственные народнохозяйственные проблемы. На смену эйфории «отделительства» стали приходить размышления о путях и формах взаимного сближения. Наибольшую активность в направлении интеграции проявила Белоруссия, Таджикистан.

Однако заявление России о сфере жизненных интересов вызвало резко негативную реакцию президентов Украины и Казахстана, в некоторых других странах ближнего зарубежья. В стремлении России защитить свои национальные интересы, в миротворческой и посреднической деятельности определенные политические круги как ближнего, так и дальнего зарубежья усмотрели экспансионизм, неоимперскую политику.

Начиная с 1994 года не сходил с повестки дня и вопрос о судьбах русскоязычного населения Крыма, составляющего абсолютное большинство жителей полуострова. Впечатляющая победа на выборах в Крыму 1994 года политических сил, ориентирующихся на широкую автономию и сближение с Россией, вселяли надежду, что данные процессы будут в большей степени содействовать не бесперспективной конфронтации, а, напротив, углублению интеграционных начал во взаимоотношениях двух государств единого народа – России и Украины. Станут мостом, а не барьером между ними.

В 2000 году к власти в России пришел Владимир Путин. В июне 2000 года он подписал Концепцию внешней политики РФ. В ней Путин обозначил следующие приоритеты: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, решительное противодействие принижению роли ООН и Совета Безопасности в мировых делах; соблюдение баланса между целями и возможностями внешней политики РФ и решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному соответствию национальным интересам государства.

Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставилась задача по формированию «пояса добрососедства» по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах. Отмечалось значение защиты всесторонних прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию РФ в мире, популяризации русского языка и культуры народов России. Особое внимание уделялось отношениям со странами СНГ. Отдельно было сказано об укреплении Союза Белоруссии и России как высшей формы интеграции двух суверенных государств.

P.S. Читай "живые" примеры отношения к русским в статье "Мы бежали и Казахстана..."