Сергей Анисимович Князев – пожалуй самый загадочный из предков нашего рода. Казалось бы, такое определение уместнее было бы по отношению к первым из рода Князевых, ведь о них почти нет фактической информации. А, о Сергее Анисимовиче известно достаточно много, вплоть до того, что он стал персонажем исторического анекдота (но, об этом позже). И все-таки, что ни факт из жизни – то загадка. Попробуем разобраться.
Сергей Анисимович родился в 1758 году. Точная дата не известна, метрических документов о рождении не имеется, первоначально год рождения был определен по его прошению в Тульское Дворянское собрание, поданное собственноручно в 1818 году и хранящееся в его Дворянском деле. О сути прошения я расскажу ниже, а сейчас важно, что в нем Сергей Анисимович указал свой возраст – 58 лет, т.е как-бы он 1760 года рождения. Но, в метрической записи о смерти Сергея Анисимовича, сделанной в 1831 году в Комаревской Троицкой церкви, значится, что на момент смерти ему было 79 лет, т.е. по этой записи он родился в 1752-м. К сожалению, это тот случай, когда и метрическая запись может содержать неверные сведения. Точку в этом вопросе поставила запись в Исповедной ведомости московской церкви Николая Чудотворца что в Звонарях от 1776 года.
В Ведомости указан возраст Анисима Титовича Князева - 54 года (полностью соответствует 1722 г.р.), его жены, Ирины Афанасьевны - 43 года (почти соответствует 1734 г.р.) и их сына Сергея Анисимовича - 18 лет, что соответствует 1758 году рождения.
Учитывая, что его отец, Анисим Титович Князев, в 1758 году служил уже в Главной Межевой канцелярии в Санкт-Петербурге, столица Империи и является местом рождения Сергея Анисимовича
В своих мемуарах, его праправнучка, Н.Б. Гюне, в начале 20 века почти 10 лет прожившая в родовом имении Комарево, пишет, что Сергея, уже при крещении, по именному повелению Екатерины II, записывают нижним чином в гвардию, в Лейб-Гвардии Измайловский полк, для получения выслуги, необходимой для производства в офицерский чин. Естественно, что в полку он только числился. Факт этот, кстати, косвенно подтверждает, что Сергей родился и был крещен в Санкт-Петербурге. В мемуарах Н.Б. Гюне упоминает и о портрете С.А. Князева, находившейся в семейной галерее Князевых в барском доме в Комарево. К сожалению, описания именно этого портрета Н.Б. Гюне не приводит, а сами портреты безвозвратно утрачены при разграблении усадьбы в 1923-24 г.г.
В 1776 году, уверен, что не без помощи отца, он переводится в элиту гвардии – Лейб-Гвардии Конный полк (он же – Конногвардейский полк). В январе 1777 года, 19-летний Сергей получает свой первый офицерский чин – «корнет». Весьма не дурно, если учесть, что гвардейские офицерские чины были на два класса выше армейских корнет гвардейской кавалерии соответствовал армейскому капитан-поручику и 10 классу по Табели о рангах. И далее, вплоть до отставки, все его служба связана именно с этим полком.
Хочу сказать несколько слов о службе в гвардии дворян в 18-м веке. Попасть вообще в гвардию, а в Конногвардейский полк в особенности – не досягаемая мечта подавляющего большинства выходцев из дворянских родов. И дело тут не только в том, что в гвардию принимали родовитых потомственных дворян, а в элементарной нехватке у небогатых дворян средств для обеспечения условий гвардейской службы. Затраты на это превосходили офицерское жалование, притом весьма значительно! У офицера-гвардейца, было регламентировано все: количество комнат в квартире, наличие слуг, обязанность иметь карету и лошадей, качество оружия, снаряжения, сукна на мундир, чуть ли не портные и сапожники, обшивающие гвардейцев. Участие в полковых и государственных праздниках, посещение балов, театров и приемов, офицерские застолья - ничего нельзя пропускать, и, не дай Бог гвардейцу показать, что это все ему не по карману. Не можешь – переводись в простой армейский полк. Естественно, молодые гвардейские офицеры, еще не имеющие собственных поместий, средства на поддержание должного уровня жизни в столице получали от родителей. Поневоле задумаешься, так ли уж безосновательны были обвинения А.Т. Князева в получении подношений.
Полк, в период службы в нем С.А. Князева, в сражениях и походах не участвовал и нес службу в столице безотлучно. Элитный полк, он и есть – элитный. Сергей Анисимович Князев за 7 лет прошел через 4 звания: 1 января 1780 года он произведён в полковые обозные (ранг поручика гвардейской кавалерии), в январе 1782 года - произведён в секунд-ротмистры, и в январе 1785 года - произведён в ротмистры! Для тех, кто не знаком с петровским «Табелем о рангах» поясню, что в гвардии офицеры имели чин на 2 ступени выше по сравнению с простыми армейцами. Т.е., начав службу гвардейским корнетом в 19 лет, Сергей Анисимович за 8 лет, к 27 годам, был уже гвардейским ротмистром (соответствовал армейскому подполковнику и 7 классу по Табели). Совсем не дурная карьера! Вот и вторая загадка – как? Войн и сражений не было - отличиться негде, возможности отца по протекции – не безграничны. Но! Общеизвестно благоволение Екатерины II, а она была шефом, т.е. почетным командиром Конногвардейского полка, к молодым красивым офицерам. Конногвардейцы – это тяжелая кавалерия. На службу в полк принимали высоких, статных и благообразных на лицо мужчин-брюнетов. Среди потомков Сергея Анисимовича – много именно таких. Это бездоказательное предположение, но я считаю, что карьерный рост С.А. Князева – каприз императрицы.
К периоду службы Сергея Анисимовича относится и его первый брак. 10 апреля 1784 года, находясь у отца в Москве, он женится на дочери московского дворянина, отставного поручика Павла Николаевича Ляпунова – Авдотье. Год ее рождения, предположительно 1766-й, то есть 26-летний блестящий гвардейский офицер взял в жены совсем юную 18-летнюю девушку!
1 января 1787 года Сергей Анисимович Князев подал прошение в отставку по болезни. В тот же день, Высочайшим указом, он выпущен в отставку бригадиром для определения к статским делам. Бригадир – это уже высшее воинское звание, старше «полковника» и предшествующее «генерал-майору». В Царской империи было в порядке вещей, отправляя офицера в отставку, присваивать ему следующее звание с добавлением к званию слов «отставной». Если офицер возвращался на службу, то ему присваивалось прежнее звание. Но, между чином гвардейского ротмистра и отставного бригадира, был еще один гвардейский чин – «секунд-майор» (в армии - полковник). Успел ли его получить С.А. Князев до 1787 года, а документально подтверждено, что в марте 1786 года он все еще был ротмистром – это загадка номер три.
В тот же год, 19 марта, у молодой семьи появляется первенец – сын Александр.
Загадка четвертая. О первых сыновьях С.А. Князева – их было двое и оба Александры, но о них нет ни одного упоминания ни в дворянском деле, ни в семейных рукописях. Т.е., о них никто не знал. Если бы архивы Московских церквей не были оцифрованы, а поисковая система не нашла бы метрическую запись, о них не было бы известно и сейчас.
Что же мы видим? Сын Александр скончался 11 мая 1788 года в возрасте одной недели. То есть родился он 4 мая 1788 года. Но ведь есть и Александр, родившийся 19 марта 1787 год! Объяснение самое простое: старший Александр умер младенцем, когда Авдотья Павловна была уже в положении вторым сыном. В память о первенце и второго сына назвали Александром. Но его судьба была такая же печальная. Мальчик прожил всего неделю. Больше именем "Александр" Сергей Анисимович детей называть не рисковал. Но к имени этому испытывал какое-то мистическое тяготение, что мы увидим в его последующих браках.
Увы, но Авдотья Павловна пережила младшего сына всего на 11 дней. Вот метрическая запись о ее смерти, последовавшей 22 мая 1788 года, в возрасте 18 лет.
Описание записи о смерти в современном стиле: "22 мая. Умерла по христианской должности (т.е. с принятием покаяния и причастия), в доме госпожи капитанши Александры Игнатьевны Воейковой, у живущего по найму бригадира Сергея Анисимовича Князева, жена его Ефросиния Павловна. погребена того же мая, 23 дня, в Новодевичьем монастыре ".
Также известно, что, по исповедным ведомостям 1792 г. церкви села Фурсово Белевского уезда Тульской губернии, прихожанами которой до 1793 года были жители села Комарево, бригадир Сергей Анисимович Князев писался вдовцом. Так печально закончился его первый брак.
На этом я закончу сегодняшнюю статью. Описание второй половины жизни Сергея Анисимовича Князева – во второй части.