Специалисты говорят, насколько может быть доходным этот бизнес в нашей стране. Эксперты сформировали типичный портрет отечественного майнера и сообщили, какую прибыль может обеспечивать майнерская аппаратура.
Как передает Министерство энергетики РФ, в текущем году российский майнинг успел потребить электроэнергии на полтора гигаватта. Как прогнозирует ведомство, в следующем году данный показатель достигнет пяти-шести гигаватт.
Каков он – типичный отечественный майнер?
РФ занимает видные позиции на мировом майнинг-рынке криптовалютных активов, так что у нас имеются всевозможные категории майнеров – большие, малые, частные фирмы и инвесторские группы, рассказал один из основателей ENGRY Foundation Роман Некрасов. Согласно мнению специалиста, типичная картина – это не очень крупная организация, запустившая дата-центр и частично продающая добычу своей инвесторской группе.
До некоторых пор зарубежные инвесторы охотно пользовались российскими майнинговыми мощностями. И на сегодняшний день далеко не все зарубежные инвесторы покинули нашу страну, но при этом и не наращивают вклады, причем прибытие «свежих» инвесторов к нам существенно иссякло.
В то же время Некрасов отметил, что нами активно интересуются инвесторы из благорасположенных к нам государств – КНР, Казахстана, Ирана. Однако они не хотят при этом действовать публично, чтобы к ним не применялись вторичные санкции и чтобы на них не обращали внимания госрегуляторы России. Одна из причин – «непропеченность» правовой база для майнинга в РФ, добавил специалист.
Из этого следует, что типичный облик характерного майнера в России – это компания с дата-центром, которая пользуется дополнительным финансированием инвесторской группы – отечественной либо зарубежной, сообщил эксперт.
Некрасов допускает, что в майнинг-бизнесе участвуют и крупные корпорации, но сведений об этом недостаточно. Большие компании могут позволить себе эксплуатацию собственных электростанций и площади для установки вычислительной техники, в состоянии подбирать специализированных сотрудников для сервисного обслуживания – все это они в состоянии устроить без посредников, так что информации на этот счет крайне мало. В случае привлечения крупными игроками инвесторов, это также происходит негласно, присовокупил Некрасов.
В свою очередь, гендиректор официального сервисного центра Whatsminer компании Asic Trend Сергей Соболев утверждает, что главным образом на сегодняшний день аппаратуру для майнинг-бизнеса покупают физлица. С другой стороны, Соболев добавил, что в обстановке дорабатываемого законодательства о майнинге им интересуется все более юридических лиц, готовых инвестировать в соответствующую технику.
Как много приносит этот бизнес
Доходы в данной сфере способны превышать обычную прибыльность в промышленном производстве либо на банковских счетах, утверждает директор по взаимодействию с госструктурами BitRiver Олег Огиенко. Он особо подчеркнул, что в данном бизнесе необходимо пользоваться электрической энергией по минимально возможным тарифам. Зависят доходы, кроме того, от рыночной цены ВТС, опыта и умения специалистов, ответственности коллективов дата-центров, применения самого эффективного по производительности и экономичности оборудования, налаженных контактов с поставщиками техники и условий финансирования.
Шаров полагает, что сегодня – неплохой период для майнинг-бизнеса, главным образом потому, что оборудование стоит сравнительно недорого – иногда в разы дешевле, нежели во времена бычьих циклов.
ПО словам Соболева, в обычных обстоятельствах инвестиционная прибыль в майнинг-аппаратуру может составлять порядка 120% годовых. НО если техника резко подорожает, картина может измениться в не лучшую сторону.
Некрасов отметил, что майнить крипту в России выгодно, потому что для отечественного предпринимателя уровень безубыточности ($12-16 тысяч) гораздо ниже рыночной стоимости первой криптовалюты. В общем, затраты окупаются достаточно хорошо, считает специалист.