Пегас — одно из самых известных и узнаваемых мифических существ древнего греко-римского мира, дошедших до наших дней. Образ пегаса богато представлен в античной иконографии, литературе, на керамике и монетах.
Существует несколько версий рождения Пегаса, но во всех из них он был зачат и рожден в результате насилия.
Согласно наиболее распространенной версии, крылатый конь был зачат, когда Посейдон изнасиловал прекрасную деву Медузу в храме Афины. Богиня, разгневанная тем, что ее храм был осквернен, прокляла Медузу и превратила её в отвратительное чудовище со змеями вместо волос, а затем послала героя Персея убить её. Когда Персей отрубил Медузе голову, Пегас и его брат Хрисаор, выпругнули из её тела. По второй версии, братьев породила попавшая на землю кровь Медузы.
Первая версия рождения похожа на миф о том, как Афина родилась из головы Зевса после того, когда Гефест раскроил ему череп, чтобы снять изнуряющую головную боль. Вторая история перекликается с рождением богини Венеры, которая появилась на свет из морской пены, образовавшейся после того, как Кронос бросил в море гениталии своего отца Урана после его кастрации.
В большинстве мифов Пегас обычно связан с героем Беллерофонтом. После того как Афина отдала Пегаса музам, его приручил Беллерофонт, сын коринфского царя. Как и в большинстве греческих мифов, существует несколько версий этой истории, но наиболее распространенной является та, что Афина дала Беллерофонту золотую уздечку, чтобы он приручил Пегаса и спас город Ликию от Химеры.
Позже, после того как он стал знаменитым, Беллерофонт попытался взлететь на Пегасе на гору Олимп. Однако Зевс не позволил этого сделать и приказал комару укусить Пегаса. Крылатый конь взбрыкнул и сбросил своего всадника на землю. Пегас оставался на Олимпе до тех пор, пока Зевс не превратил его в созвездие.
Хотя одно из первых упоминаний о Пегасе относится к 700 г. до н.э. («Генеалогия богов» Гесиода, Теогония), пройдет ещё около ста лет, прежде чем крылатый конь появится на монетах.
Коринф
Пожалуй, самые известные нумизматические изображения Пегаса из античного мира встречаются на монетах, выпущенных городом Коринф. Это вполне уместно, поскольку герой Беллерофонт был родом из Коринфа. Этот город, один из важнейших в Древней Греции, расположен на перешейке, соединяющем полуостров Пелопоннес с материком. Таким образом, Коринф и его стратегически важная гавань позволили местным купцам стать доминирующей торговой силой в регионе.
Одной из самых ранних серий монет, выпущенных городом, являются архаические статеры. На аверсе этих монет изображен Пегас с характерными изогнутыми крыльями, которые часто встречаются в ранних архаических греческих произведениях искусства. На реверсе — примитивный штамп в виде мельничных лопастей, характеризующий этот тип как чрезвычайно редкое, раннее изделие. Известно очень мало экземпляров этого раннего типа, и на подавляющем большинстве из них Пегас изображен с распростертыми крыльями, скачущим или летящим влево.
Существуют некоторые споры относительно даты появления этих монет. Ранние нумизматы, такие как Барклай Хед, предполагали, что эти монеты были выпущены в 657-625 гг. до н.э., во время правления первого тирана Коринфа. Однако в настоящее время нумизматы сходятся во мнении, что эти монеты были выпущены около 550 г. до н.э. Это означает, что они современники статеров из электрума, выпущенных лидийскими властями в середине VI в. до н.э., и эгейским черепаховым статерам. Через несколько десятилетий коринфский монетный двор сменил рельеф обратной стороны на более сложный вращающийся рисунок. Это можно видеть на приведенном ниже примере.
Начиная примерно с того же времени и вплоть до IV в. до н.э. пуансон на реверсе был заменен архаичным изображением головы Афины в коринфском шлеме, обращенной вправо. Хотя встречаются экземпляры с Пегасом и Афиной, обращенными в обе стороны, дизайн не претерпевал существенных изменений в течение более века, пока не начался классический период. В это время, в связи с художественными и стилистическими изменениями, охватившими греческий мир, эти монеты подверглись редизайну.
Данная монета, отчеканенная между 405 и 345 гг. до н.э., является прекрасным примером перехода к новому эллинистическому художественному стилю. Хотя и на аверсе, и на реверсе присутствуют черты естественности и реалистичности, характерные для классического греческого искусства, изображение Пегаса сохраняет ключевую архаическую особенность: крылья лошади явно продолжают изображаться в старом, изогнутом стиле.
К 375 г. до н.э., благодаря умелому сочетанию реализма и идеализации форм животных и людей, дизайн этих статеров достиг вершины классического искусства. Хотя Коринф продолжал чеканить монеты с изображением мифической фигуры Пегаса в течение сотен лет, классический тип, представленный ниже, безусловно, является самым известным. Эти статеры, известные под названием «пегасы», быстро стали одними из самых распространенных торговых монет во всей Великой Греции.
Сиракузы и Сицилия
Когда греческие колонисты отплывали со своей родины в Средиземноморье и основывали величайшие города античности, они приносили с собой торговлю и коммерцию. Сиракузы, например, были основаны коринфским аристократом Архиасом в 734 или 733 гг. до н.э. Сиракузский монетный двор выпускал не только стандартные статеры с пегасами (см. ниже), но и ряд уникальных сиракузских образцов. Поскольку монетный двор в Сиракузах функционировал примерно с 510 по 212 гг. до н.э., для изучения и коллекционирования доступны многие из этих типов.
На одной из таких монет, выпущенной во времена Тимолеона во второй половине III в. до н.э., на аверсе изображен бородатый Зевс в коринфском шлеме, а на реверсе — Пегас, летящий над дельфином. Этот дилитрон был совершенно новым номиналом, созданным в период культурного возрождения. Эти бронзовые монеты, встречающиеся также в различных дробных номиналах, доминировали в регионе до прихода к власти Агафокла (317-289 гг. до н.э.)
Во время Пунических войн Иеро II (274-216 гг. до н.э.) из Сиракуз выпустил серию бронзовых монет с изображением головы Аполлона или Персефоны на аверсе и летящего Пегаса на реверсе.
К этим бронзовым номиналам прилагается серия серебряных карфагенских декадрахм, отчеканенных по всему острову на различных неизвестных монетных дворах. Хотя одним из наиболее распространенных рисунков на карфагенских монетах является конь, изображение Пегаса представляет собой интересный сплав североафриканского и греческого дизайна.
Иония
Пегас был популярен и на востоке, в ионийских греческих колониях. Этот трите (⅓ статера) из электрума с неизвестного ионийского монетного двора, отчеканенный между 620 и 550 гг. до н.э., старше архаичных коринфских статеров и считается самым ранним нумизматическим изображением Пегаса.
В последующие века города Ионии выпускали огромное количество монет с изображением Пегаса. Эта тенденция сохранилась и после того, как Ахемениды захватили контроль над регионом и стали править ионийскими греческими колониями. Например, Спитридат, сатрап Лидии и Ионии при Дарии II, отчеканил этот тетробол между 335 и 334 гг. до н.э., непосредственно перед вторжением Александра Македонского в Азию. На реверсе этой дробной серебряной монеты изображен Пегас, а на аверсе — чрезвычайно редкий портрет сатрапа.
Поскольку Пегас был настолько популярным изображением в древнегреческом мире, города, о которых шла речь в этой статье, представляют собой лишь малую часть тех мест, где чеканились монеты с изображением мифического крылатого коня. Многие города Фракии, Италии, материковой Греции, Ближнего Востока и различные кельтские племена выпускали монеты с Пегасом либо в качестве основного элемента дизайна, либо как более мелкий элемент, например, в качестве знака монетного двора.