Найти тему
11,6K подписчиков

Вложился в Google и стал одним из боссов Papa John's. Шакил О'Нил – не только баскетболист, но и выдающийся инвестор

2,7K прочитали

Шакил О'Нил – один из самых известных спортсменов планеты. Четырехкратный чемпион Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), олимпийский чемпион и чемпион мира – портал Bleacher Report ставит его на шестое место в списке лучших игроков НБА за всю историю. Шакил закончил карьеру в 2011-м и с тех пор наслаждается жизнью – появляется на ТВ в роли аналитика, выступает с диджей-сетами, играет в кино, занимается рестлингом. О'Нил может позволить себе беззаботную жизнь благодаря бизнес-империи, которую он создавал годами. В 2023-м состояние 51-летнего американца оценивается примерно в $400 млн.

Будущая звезда НБА вырос под суровым контролем отца, который был военным. Он не сразу одобрил любовь сына к баскетболу, упирая на необходимость получить достойное образование. До 20 лет О'Нил умудрялся совмещать серьезные занятия спортом с учебой. Баскетболист даже поступил в университет Луизианы – правда, диплом о высшем образовании смог получить только в 2000-м в возрасте 28 лет, будучи уже игроком звездного «Лос-Анджелес Лейкерс». «Люди считают, что деньги и слава важны, но это лишь малая часть пирога. Чтобы быть защищенным, нужно иметь образование», – отмечал Шакил.

Учеба помогла О'Нилу понять основы бизнеса. Уже на первых этапах карьеры он зарегистрировал логотип Dunkman, который до сих пор применяется на фирменных товарах баскетболиста – например, кроссовках линейки Shaq. Вдохновил Шакила Майкл Джордан и его Jumpman, ставший логотипом бренда кроссовок Air Jordan. «Я видел, как Майкл Джордан совершал данки с расставленными в стороны ногами. Затем это стало его логотипом. А я ставил сверху, сгибая ноги в коленях. На одном из курсов в университете мы изучали торговые знаки и подобные вещи. Так что я отправился в офис в Батон-Руже и зарегистрировал собственный данк. Это обошлось мне в $60», – вспоминал будущий четырехкратный чемпион НБА.

В 1999-м Шакил совершил первую и, вероятно, самую важную инвестицию в своей жизни. На матчи «Лейкерс» в Лос-Анджелесе ходило множество бизнесменов, после они часто отдыхали вместе с баскетболистами. Однажды один из инвесторов обратил внимание О'Нила на компанию Google. «Он рассказал мне о том, что в будущем я смогу искать любую информацию прямо со своего телефона с помощью этой системы, поэтому мне непременно стоит вложить деньги», – отмечал баскетболист.

В то время Шакил не слышал о Google, но решил последовать совету бизнесмена: «Даже будучи новичком в мире инвестирования, я понимал, что, если эти ребята вкладывают в Google по $50 000 или даже $100 000, скорее всего, мне тоже стоит над этим задуматься». По итогам раунда инвестирования, в котором принял участие О'Нил, было привлечено $25 млн. Одновременно с баскетболистом в Google вложились актер Арнольд Шварценеггер и гольфист Тайгер Вудс. Сейчас О'Нил не может вспомнить, сколько средств он дал IT-фирме, но, по его словам, пару лет спустя он получил «действительно большой доход».

В интервью для CNBC Шакил рассказывал, что первые вложения совершал крайне осторожно, «делая, возможно, одну инвестицию в год». Но со временем стал увереннее в своей способности находить прибыльные сделки. Еще один важнейший принцип, который соблюдает О'Нил с детства: он тратит лишь 25% заработка, остальные 75% вкладывает или отправляет на счет в банк. Также Шакил не прекращал учиться – в 2005-м он первым из игроков НБА получил диплом MBA (магистр делового управления), а в 2012-м и вовсе стал доктором наук в области образования.

Сейчас Шакил имеет уже настоящую бизнес-империю. Он является владельцем 50 различных брендов, среди них 155 ресторанов быстрого питания, торговый центр, кинотеатр, 150 автомоек, 40 фитнес-клубов и несколько ночных заведений в Лас-Вегасе. Одним из самых амбициозных проектов О'Нила стало превращение компании Authentic Brands Group, владевшей имуществом многих умерших звезд (Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и др.), в глобальный холдинг. После прихода баскетболиста в 2015-м фирма расширила свои интересы и скупила несколько мощных активов (бренды одежды Brooks Brothers и Aéropostale, спортивный журнал Sports Illustrated и даже гиганта рынка спортивной одежды Reebok), превратившись в одну из самых влиятельных фирм мира.

«У меня есть то, что называется Facial Recognition Advantage (FRA) — преимущество узнаваемости, – рассказывал О'Нил в своей книге «Шак непобежденный. Биография настоящего монстра НБА», выпущенной в России издательством «Бомбора». – Благодаря тому, кто я такой и чего добился, я могу завести разговор с кем угодно. Недавно я встречался с генеральным директором Dunkin’ Donuts, мы обсуждали открытие мной нескольких заведений этой сети по франшизе. Если бы я не был Шаком, у меня, скорее всего, не было бы всех этих возможностей».

В последние годы О'Нил сосредоточился на крупных инвестициях. В 2013-м Шак стал миноритарным владельцем клуба НБА «Сакраменто Кингз». На момент приобретения доли стоимость клуба оценивалась в $534 млн. В 2022-м баскетболист вынужденно расстался со своим пакетом (тогда клуб стоил уже $1,8 млрд) – он стал амбассадором букмекерской компании WynnBET, а правила НБА запрещают параллельно занимать посты в клубе и работать в ставочном бизнесе. В 2019-м О’Нил вошел в совет директоров и начать рекламировать международную сеть пиццерий Papa John's, за три года сотрудничества заработав $8,25 млн. Суммарно бизнес-проекты и спонсорские контракты – со времен спортивной карьеры у О'Нила остались соглашения с Pepsi и Reebok – приносят баскетболисту минимум $60 млн в год.

Впрочем, были у Шакила и провальные переговоры. «Одно из самых больших моих сожалений связано с тем, как сложились мои деловые отношения с великим Говардом Шульцем, генеральным директором Starbucks, – вспоминал О'Нил в автобиографии. – Он искал возможность продвинуть бренд Starbucks в менее обеспеченных городских кварталах. Мы поехали в его дом в Сиэтле и поужинали вместе. Я знал, что все складывается хорошо. Он начал всем разносить кофе и обратился ко мне: «Шакил, что я могу принести для тебя?» Я ответил: «Ничего, спасибо. Я не пью кофе». Лестер выглядел так, словно я только что ударил его под дых. Говард немного занервничал, поэтому я объяснился: «Сожалею, но мне просто не нравится его вкус». Когда мы сели в машину, Лестер сказал мне: «Ты же понимаешь, что сделке не быть, ведь так?»

О'Нил старается соблюдать свое правило «трачу лишь 25% заработков». Но даже оно не мешает баскетболисту вести себя вольно в расходах. В 2014-м он рассказал, что спускает примерно $1000 в неделю на мобильные приложения и игры (к примеру, симулятор охоты на оленей), а на свой 46-й день рождения запустил в небо связку воздушных шариков с привязанными к ней $500. В июне нынешнего года он оплатил незнакомым женщинам покупку стиральных и сушильных машин, а на днях телеканал Fox59 рассказал, что О'Нил купил смартфон стоимостью $1000 женщине, с которой случайно познакомился в магазине.

«Главной целью инвестирования сейчас для меня является не потенциальная прибыль, – делился баскетболист в интервью The Wall Street Journal в 2019-м. – Будучи отцом и бизнесменом, я хочу быть достойным примером для окружающих. Я стремлюсь создавать новые партнерские отношения, заводить друзей и радоваться всему, что происходит в моей жизни».

Неудивительно, что с такой философией Шакил остается одним из самых популярных спортсменов мира.