13 сентября вышел трейлер фильма «Бременские музыканты». Главные роли в нем исполнят Тихон Жизневский, Константин Хабенский и Сергей Бурунов. «Сноб» вспомнил историю создания оригинального мультфильма, его малоизвестное продолжение и поговорил с авторами нового проекта.
Кадр из фильма «Бременские музыканты»
Фото: «Централ Партнершип»
13 сентября вышел первый трейлер фильма «Бременские музыканты» от Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и телеканала «Россия 1». Трубадура в новой картине играет Тихон Жизневский, Короля — Сергей Бурунов, а роль Сыщика исполнит Константин Хабенский. События фильма будут повторять и одновременно переосмыслять сюжеты мультфильмов «Бременские музыканты» (1969) и «По следам бременских музыкантов» (1973). Например, зрители узнают, как Трубадур познакомился с животными из своей труппы. Премьера картины назначена на 1 января 2024 года.
По словам режиссера картины Алексея Нужного, «Бременские музыканты» в новом исполнении, словно полотно, сплетены из разных тканей: «Это и мюзикл, и сказка, и семейная комедия, и праздничные приключения. Картина не имеет одного характерного жанра. Могу сказать точно, что это светлый семейный праздник».
Как придумали мультфильм «Бременские музыканты»
Название «Бременские музыканты» отсылает к одноименной сказке братьев Гримм. По ее сюжету обиженные хозяевами старые животные — осел, кот, собака и петух — отправляются в город Бремен, чтобы стать музыкантами. Дойти туда за один день не получается, и в поиске ночлега герои обнаруживают разбойничью хижину. Внутри нее атаман пирует с остальными членами своей банды. Чтобы выгнать преступников из дома и самим там заночевать, животные забираются друг на друга и начинают одновременно очень громко кричать. Испуганные таким «концертом» разбойники быстро покидают хижину, а новоиспеченные «музыканты» ложатся в ней спать.
Кадр из мультфильма «Бременские музыканты»
Фото: «Союзмультфильм»
В 1969 году режиссер Инесса Ковалевская вместе с композитором Геннадием Гладковым и поэтом Юрием Энтиным хотели сделать анимационный мюзикл по мотивам оригинального произведения, однако сюжет сказки был недостаточно динамичным. «Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас. Зато такой бред еще не экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать необычный. И я решила — берусь! Только капельку переделаю», — говорила режиссер советского мультфильма. Историю переписали: с подачи одного из авторов сценария, актера Василия Ливанова, к ансамблю животных добавился Трубадур, а в основу сценария легла история отношений молодого певца и Принцессы, которую держит в замке ее отец, властный Король.
«У нас больше не будет закадрового смеха». Продюсер Вячеслав Муругов о сериале «Папины дочки. Новые» Читайте также
Если в сказке «музыкой» иронично называли страшный рев и вой, которого испугались разбойники, то в советском мультфильме животные на самом деле стали музыкантами. Стилистически они подражали культуре хиппи, которая в середине 1960-х захватила США: тут и брюки клеш, и длинные волосы, и бродяжнический образ жизни. Инесса Ковалевская вспоминала, что экстравагантные наряды героев были придуманы случайно: «В каком-то заграничном журнале я увидела блондина с прической под The Beatles и джинсах клеш. И там же — девочку в ультракоротком красном платьице. Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: “Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!” К счастью, он радостно меня поддержал».
Кадр из фильма «Бременские музыканты»
Фото: «Централ Партнершип»
Мода на западную музыку и субкультурное самовыражение была и у советской молодежи, однако открыто слушать зарубежные треки или одеваться неформально в стране всячески запрещалось. В какой-то степени «Бременские музыканты» были единственным способом сделать нечто провокационное: к детскому контенту в СССР всегда относились лояльнее, чем к взрослому. «Мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое. Тогда уже были известны и The Beatles, и у нас в “Бременских” тоже была четверка музыкантов. Наши “Бременские” полюбились даже тогдашним стилягам», — вспоминал поэт Юрий Энтин. В мультфильме были отсылки и к советской культуре: например, лесных разбойников срисовали с комедийного трио актеров Вицина, Моргунова и Никулина.
Пора ненастная
Цензуру «Союзмультфильма» «Бременские музыканты» прошли легко, однако зрительского негодования избежать не удалось. Старшее поколение обвиняло создателей проекта в пагубном влиянии на советскую молодежь и намерении развалить страну.
Кадр из фильма «Бременские музыканты»
Фото: «Централ Партнершип»
Инессу Ковалевскую за «ярко проявленный непрофессионализм» отказались принимать в Союз кинематографистов, чем по сути сломали ей карьеру. А актеру Олегу Анофриеву, который озвучил больше половины героев мультфильма, на несколько лет запретили выступать и не дали работать над продолжением проекта. Ходила байка, что причиной тому было скандальное выступление в Кремлевском дворце. По легенде, исполнять песни из «Бременских» Анофриеву тогда запретили, но ближе к финалу концерта он все равно пропел «Нам дворцов заманчивые своды / не заменят никогда свободы», обратившись к сидящим на трибунах партийным деятелям. Якобы именно по этой причине в продолжении мультфильма под названием «По следам бременских музыкантов» основных персонажей озвучивает Муслим Магомаев. Сам Анофриев эту историю опроверг в 2009 году, заметив, что «во времена Брежнева еще не пел в Кремлевском дворце съездов».
«По следам бременских музыкантов»
В продолжении анимационного мюзикла было все, за что зрители полюбили оригинал. Сюжет теперь напоминал настоящий триллер: чтобы вернуть Принцессу в замок, Король нанял гениального Сыщика, который весь фильм носится за героями на машине и строит им козни. Инесса Ковалевская сперва была против продолжения «Бременских музыкантов», поскольку история казалась ей законченной. «Это как продолжать сказку о Золушке!» — объясняла она. Кроме того, режиссер считала, что сценарий сиквела слишком сильно походил на сюжет первого мультфильма. Чтобы внести в историю что-то новое, как раз и был придуман Сыщик.
«Идеи живут вечно». Что общего у «Барби» и «Оппенгеймера» Читайте также
По другой версии, персонажа создал поэт Юрий Энтин. «Я написал четыре строчки и решил прочитать их Ливанову и Гладкову. Они были настроены скептически и спросили: “Ну, что ты еще придумал?” Я сказал, что вторая серия начинается с того, что сидит Король, нажимает на кнопку, появляется Гениальный Сыщик и звучит песня:
Я — Гениальный Сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На ж… у слона.
Они молчали с минуту, глядя на меня совершенно безумными глазами. А потом у нас всех просто началась истерика, и мы начали дико хохотать. И мы сочинили продолжение», — рассказывал он.
Продолжение «Бременских»
Считается, что мультфильмов про бременских музыкантов было всего два, однако в 2000 году вышло продолжение — «Новые бременские». Название проекта недвусмысленно отсылало к «новым русским», озолотившимся бандитам, которые как отдельный класс появились в России 1990-х. Новый мультфильм был посвящен упадку королевства. По сюжету улицы столицы опустели, казну разворовали, а королевская стража перестала следить за порядком. В полуразрушенном замке Король живет теперь почти в полном одиночестве. Трубадур и Принцесса состарились, у них родился сын, который и является главным героем «Новых бременских». Именно ему предстоит забрать власть из рук злой Атаманши и вернуть ее Королю, своему деду.
Кадр из фильма «Бременские музыканты»
Фото: «Централ Партнершип»
Бандиты в «Новых бременских» живут не в лесу, а в огромной пирамиде — здании «Банка Бяки Буки» или «БББ». Так создатели сделали отсылку к махинациям знаменитого «открытого акционерного общества» Сергея Мавроди «МММ». Новый мультфильм, как и два предыдущих, был острым высказыванием о современности, но кроме референсов на актуальные события ничем не выделялся. Музыкальные номера в сравнении с первыми двумя проектами были вокально слабыми и незапоминающимися. Примерно половина всех песен — это переделанные версии уже знакомых композиций, которые от такой «реставрации» в лучшем случае ничего не приобрели. Сама анимация стала выглядеть дешево, в то время как оригинальные «Бременские музыканты» даже при небольшом бюджете смотрелись стильно.
Подготовил Егор Спесивцев