К нам обратились родственники военнослужащего, который был взят в плен Вооруженными силами Украины в ходе вооруженного столкновения.
Спустя месяц состоялся долгожданный обмен военнопленными между сторонами, и наш доверитель был возвращен в Россию и отправлен на лечение в военных госпиталь (в плен он попал будучи раненым).
В те дни новостные каналы снимали репортажи о возвращении из плена военных из Владимирской области, а губернатор Авдеев уверил в своем telegram-канале, что "Скоро ребята вернутся в родную область".
Однако, недолгое время радости от возвращения прошло и наш доверитель, находясь в военном госпитале в одной из приграничных областей, получает разъяснение от командования, что срок действия всех контрактов пролонгируется в связи с Указом президента и после окончания лечения он будет направлен в место дислокации части для продолжения военной службы.
На этом фоне возникает закономерный вопрос:
Может ли освобожденный военнопленный продолжать нести службу?
В системе действующего законодательства РФ ответа на данный вопрос нет. Если он по решению военно-врачебной экспертизы не будет признан негодным к военной службе, основания для увольнения отсутствуют.
Международное право
Однако, не забываем, что помимо национального права существует еще и международное. Так, важнейшей составляющей международного права являются Женевские конвенции 1949 года – фундаментальные международные договоры в области гуманитарного международного права, определяющие правила защиты людей при вооруженных конфликтах: солдат, раненых и военнопленных, а также гражданских лиц.
Статья 117 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными говорит нам о том, что "Ни один репатриированный не может быть использован на действительной военной службе".
Таким образом, нормы международного права, действие которых обязательны к исполнению всеми судами РФ, однозначно указывают на запрет дальнейшей военной службы возвращенных пленных.
Будет ли применяться международное право в РФ?
Ни для кого не секрет, что нормы международного права уже давно вызывают раздражение во власти. Неисполнение решений ЕСПЧ - наиболее яркий пример. Более того, из этого конфликта давно стало очевидно, что тот же Международный Комитет Красного Креста практически неспособен выполнять свои функции в части работы с военнопленными.
Остается лишь надеяться, что базовые положения Конвенции все же будут исполняться сторонами, а бойцы не будут повторно направляться в зону боевых действий.
В нашем же случае все закончилось относительно хорошо. Получивший ранение боец спустя длительное время был направлен на военно-врачебную комиссию, которая поставила ему категорию годности "Д" - негоден к военной службе, после чего он был уволен из ВС РФ и идет на поправку уже дома.
Подписывайтесь на наши каналы, чтобы не пропускать важные новости.