Найти тему
На одном дыхании Рассказы

Медведь

Солнечный лучик, пробившись через заросли орешника, играл с маленькой фигуркой медведя в руках Аленки. Но не весела Аленка, хоть и повод для веселья есть и какой большой – завтра с милым супругом ей в дорогу самую важную.

Четырнадцатый годок девушке. Взрослая. Замужняя. Князь – муж ее, человек уважаемый. Но пришла за ним смертушка и пал он в битве с ней, так и не успев одну из жен своих счастьем первой ласковой ночи одарить. Участь выпала Аленке, самая что ни на есть лучшая – вместе с милым уйти в жизнь другую. Не каждой жене или наложнице выпадает такая честь. Смерть ведь это хорошо, это быстрая дорога к другой жизни, перерождению души. Все это знала девица, не зря няньки да девки все уши прожужжали, завидуя и мечтая о такой дороженьке.

Но почему же страшно то так, ведь волхвы говорили, что боли не будет, радость одна будет.

Сидела девка на пенечке и слезы роняла.

Часто бегала она на эту полянку, то медку чуть-чуть принесет, то кренделек, от кормилицы утаенный. Положит на пенечек и ждет. Вот сейчас сам Хозяин придет, полакомится дарами, а она его по шерсти жесткой погладит и в глаза-омуты заглянет. Сколько сказаний слышала Аленка о великом Велесе – боге в обличии медведя. Любила его, уважала силу и мощь звериную и дела его добрые. Порой казалось, что вот сейчас густые ветви раздвинутся и покажется голова мохнатая. Прождав, убегала в деревню, а то схватятся, искать надумают, спугнут. Напоследок оборачивалась, замечала – кусты шевелятся. А на следующее утро опять на полянку – нет угощений.

И вот пришла сегодня в последний раз.

Уже поставлена домовина на берегу реки, уже и ветками застелена. Завтра положат в нее мужа, а она рядом ляжет. Пламя костра взметнется до небес, унося избранников к великой богине Морене. Взлетят они, чтобы вернуться. К новой жизни, любви и почестям. Негоже жене мужа оставлять, нельзя в путь этот одного отпускать. Рука об руку, душа к душе.

Наступило завтра. Затихли на время песни и веселье людей, провожающих князя в лучший мир. Праздничные столы оскудели. Все собрались на пологом речном берегу к последнему акту.

Вот и плакальщицы на месте – дело свое знают.

Выпила Аленка содержимое кубка, любовно поднесенного старшей женой князя. Хмельной напиток обжег нутро. 

Сарафан на юной девушке новый, по подолу расшитый. Непослушные волосы развиваются на ветру, желая скинуть венок из незабудок и васильков, собранных дворовыми девками на рассвете.

Аленке хорошо, дурман-трава завладела ею. Хочется улыбаться, голова кружится, тело рвется с бабами в пляс, но рука первой жены не дает, крепко держит.

Сейчас бы с Хозяином поговорить, мохнатому на грудь упасть. «Дедушка-медведь, хозяин леса, забери меня. Буду жить с тобой в чаще лесной, грибы-ягоды тебе собирать, шерсть вычесывать. Не хочу в дорогу, женой тебе верной на все времена буду».

Вот и князь на месте.

Тело аккуратно братья положили на деревянный настил. Обложили соломой и ветками березовыми. Все посмотрели на молодую жену. Были во взглядах людей и зависть и ужас и радость за счастливую участь сестры.

Еще один шаг. Совсем маленький, подняться по низкой лестнице на ложе к любимому супругу...

Вдруг небо почернело. Стало прохладно, поежилась Аленка. Могучая тяжелая туча нависла над собравшимися. Странная туча, как будто медведь вольготно раскинул лапы, обхватив небосвод. И внимательно смотрит на людишек. Острыми когтями дотянуться до каждого желает.

Ночь опустилась на землю. Тьмой окутала.

— Велес. Велес идет к нам.

— Медведь проснулся, гневается.

И хлынул дождь стеной. Обжигающий, будто на каждого попали искры погребального костра. Разбежался народ кто куда, а через минуту выглянуло солнце и лениво принялось ласкать землю теплом и светом. Выплюнул медведь весь гнев свой.

Нельзя дело бросать, нужно князя проводить. Но где его молодая жена? Искали, но так и не нашли. Шептались, что увел ее с собой бог Велес, сделав своею женой.

Долго еще потом люди слышали звонкий смех девичий и рык звериный в чаще лесной. 

Уже и поколения сменились и истуканы исчезли – сменили их кресты, а легенда про спасшуюся княжью жену живет.

*****

«Так, деревня «Медведево», судя по указателю, поворот через сто метров».

Автомобиль свернул на проселочную дорогу и уже через десять минут, Анжелика добралась до места, куда давно хотела попасть.

Вполне современная деревня встретила путешественницу тишиной. Сенокос для местных - время важное. Кто-то уже с рассвета работал в поле, кто-то пережидал жару в уютных прохладных домах.

Женщина шла по улице, заглядывая во дворы. В одном дворе залаял пес, но быстро исполнив свои обязанности охранника, улегся в тенечке под яблоней.

Из дома вышел мужчина, погладил одной рукой собаку, другой обтер яблоко о штаны и смачно откусил: — Гражданочка, ищите кого?

— Да, да. Здравствуйте. В вашей деревне живет бабушка одна, людям помогает. Как ее найти?

— Да нет у нас таких, все бабки современные, волосья красят и губы малюют, — мужик засмеялся, явно посчитав свою шутку удачной, — наврали тебе, девка. Я тут всю жизнь живу, не было у нас таких.

— Да? Странно. А мне сказали, что точно есть. Баба Алена зовут.

— А, вот ты про что. Так сказки все это. Я еще мальцом был, мне бабуля моя рассказывала про Алену, которая в лесу живет и дружбу с медведями водит. Только я наш лес за свою жизнь вдоль и поперек обошел, нигде ее сторожку не видел. Сказки это.

— Не может такого быть, знакомая была тут и подарила Алена ей ребеночка. Неужели ложь?

— Как хочешь, только мы местные не верим во все это. Машка – дура вон тоже утверждала, что разговаривала с бабкой лесной и та ей сына подарила, только знают все от кого Машка родила. В деревне ничего не скрыть. Не знаю зачем городские сюда повадились.

— А я и мед привезла и печенье. Сказали, что любит их ... что уж теперь. Хоть погуляю у вас тут.

Женщина прошла всю улицу, дворов мало, свернула к лесу.

«Красота какая вокруг. Нужно почаще выбираться из города. Уже скоро сорок, а что видела то в жизни – работа, работа. По молодости мечтала о большой семье, детях, любимом. Нет детей и любимый уже давно другую любит и дочь воспитывает в новом браке. Все бы бросила, если бы Господь ребенка подарил. Но и он и врачи бессильны».

— Ты под ноги то смотри. Коряга, упадешь, нос расшибешь.

Под рябиной на зеленой травке сидела старушка. 

— Здравствуйте. Гуляю вот. Красиво тут у вас, — Анжелика сорвала колокольчик, понюхала, — а вы случайно не знаете, в ваших лесах живет бабушка одна, лечит и все такое?

— Выдумки все это. А что у тебя в мешке то? — бабуля игриво поправила венок из полевых цветов, закинула в рот остаток пирожка и внимательно посмотрела на девушку.

— Да вот мед, печенье. Возьмите, — Анжелика протянула пакет, — не повезу назад.

— О, я сладости не ем - сахар у меня высокий. Ты мешок то поставь вон там, на пенечке. Глядишь пройдет путник, полакомится.

В метрах десяти в густой траве и правда пенек виднелся.

Женщина поставила баночку с душистым медом и положила пакет с печеньем на пенек, повернула голову, но бабулю не увидела. «Вроде старая, а шустрая то какая».

На месте, где сидела странница, лежала маленькая игрушка. 

Анжелика подняла деревянного медвежонка, прижала оберег к сердцу.

Ирина Кривенцова