Найти в Дзене

Как русская княжна Агафья из Рюриковичей встала у истоков Тевтонского государства.

В 1230 году близ прусских земель появились рыцари Тевтонского ордена, которые более полувека будут натурально вырезать целый этнос, прикрываясь при этом христианской верой. Те самые «крестоносцы», за которыми ещё в советской России, ввиду ошибочной трактовки слов Карла Маркса (из-за некачественной краски последнее слово во фразе «Rittern Bunden» - «рыцарский союз» было прочтено переводчиком как «hunden» - «собаки»), закрепился ругательный фразеологизм «псы-рыцари», который даже попал в учебники истории, посредством чего, у определённой категории граждан, формирует негативное отношение к тевтонскому историческому наследию на территории Калининградской области. Но, в тех же школах вам никто не расскажет, что завоевание прусских земель и создание единственного в мире рыцарского государства стало возможным благодаря … Агафье Святославовне - русской княжне из династии Рюриковичей. Агафья Святославовна родилась ориентировочно в 1190 году в Новгород-Северском княжестве и была единственным (

В 1230 году близ прусских земель появились рыцари Тевтонского ордена, которые более полувека будут натурально вырезать целый этнос, прикрываясь при этом христианской верой. Те самые «крестоносцы», за которыми ещё в советской России, ввиду ошибочной трактовки слов Карла Маркса (из-за некачественной краски последнее слово во фразе «Rittern Bunden» - «рыцарский союз» было прочтено переводчиком как «hunden» - «собаки»), закрепился ругательный фразеологизм «псы-рыцари», который даже попал в учебники истории, посредством чего, у определённой категории граждан, формирует негативное отношение к тевтонскому историческому наследию на территории Калининградской области. Но, в тех же школах вам никто не расскажет, что завоевание прусских земель и создание единственного в мире рыцарского государства стало возможным благодаря … Агафье Святославовне - русской княжне из династии Рюриковичей.

Конрад и Агафья на фоне карты прусских земель.
Конрад и Агафья на фоне карты прусских земель.

Агафья Святославовна родилась ориентировочно в 1190 году в Новгород-Северском княжестве и была единственным (предположительно) ребёнком для своих родителей. Её отец, Святослав Игоревич из рода Новгород-Северских князей, родоначальник Курских, третий сын героя «Слова о полку Игореве» Новгород-Северского князя Игоря Святославовича и галицкой княжны Ефросиньи Ярославны. Мать – княжна Ярославна, дочь великого князя Киевского, Новгородского, Овручского Рюрика Ростиславича.

В тот период, когда Святослав Игоревич стал союзником польского князя Лешека Белого, возник план политического брака. В период между 1207 и 1210 годами Агафья прибывает в Польшу, где принимает католичество и выходит замуж за князя Конрада I Мазовецкого. Хотя союз и был политическим, но оказался прочным: они прожили вместе почти 40 лет, умерли с разницей в несколько месяцев, в браке родилось 11 детей.

Но самым важным было то, что супруга активно участвовала в политике мужа, не только его поддерживала, но и имела влияние больше, чем воеводы. Современники отмечали, что Конрад и Агафья взаимодополняли друг друга, будучи даже схожи по темпераменту - весьма жгучему и вспыльчивому.

Конрад Мазовецкий.
Конрад Мазовецкий.

Времена были сложные. К моменту бракосочетания, Конрад унаследовал от отца Казимира II Справедливого Мазовецкое княжество с Куявией, а значит и напряжённые отношения с пруссами и моноэтническими ятвягами. В 1207 году, совместно с монахами-цистерцианцами и с благословления Иннокентия III, Конрад организовал первый крестовый поход против пруссов-язычников в приграничную Хелминскую землю. Та кампания оказалась провальной, но на время перекрестить небольшую группу пруссов удалось монаху Христиану из Оливы, который в 1215 году стал первым епископом Пруссии.

Впрочем, это был лишь единичный и частный успех, большинство же походов Конрада, даже объединёнными отрядами с родным братом Лешеком Белым, заканчивались неудачами. Помимо больших потерь воинов, Конрад накликал на свои владения увеличение частоты и агрессивности со стороны прусских племён. В определённый момент стало очевидно, что «прусский вопрос» необходимо решать стремительно и радикально. Но у самих поляков на то не было ресурсов.

-3

Так и возникла идея привлечения Тевтонского ордена. Многие историки уверены, что инициатором выступала супруга Конрада Агафья. К сожалению для Польши, она не понимала, что к тому моменту рыцари, изгнанные из Венгрии, вошли во вкус и новая кампания ими воспринималась как очередная возможность строительства своего государства, а не помощь полякам. Именно по этой причине, когда встал вопрос о начале «крестового похода против последних язычников Европы», Магистр Герман фон Зальца первым делом потребовал решить юридический вопрос.

Дело в том, что Конрад I Мазовецкий предлагал тевтонцам взять во владение не совсем и польскую Хелмскую землю, с задачей дальнейшего покорения остальных прусских территорий. Зальца задался логичным вопросом: а чьими будут захваченные владения … тевтонскими, польскими, а может и вовсе имперскими или папскими? На Орденском капитуле было предложено не вступать в войну до тех пор, пока данный вопрос не будет решён в пользу рыцарей.

Считается, что в 1226 году Зальца получает от императора Фридриха II «Золотую буллу», согласно которой Ордену передаются в полное распоряжение все земли язычников, которые получится завоевать. Но все эти вопросы надо было согласовать и с польской стороной, поэтому в том же году Магистр отправляет Конрада фон Ландсберга и Отто фон Залейдена с несколькими другими рыцарями на переговоры. И вот здесь вновь появляется фигура Агафьи.

-4

Во время визита рыцарей, Конрад участвовал в междоусобных войнах, поэтому уполномочил вести переговоры свою супругу. Удивительное, конечно, дело: рыцари, со своими строжайшими обетами, включающими целибат, которым запрещено было даже целовать свою мать, вынуждены были общаться, договариваться и пожимать руку … женщине.

В тот момент, когда делегация находилась в Мазовии, пруссы вторглись на земли неприятеля и дошли до столицы Плоцка. Тогда рыцари, встав во главе мазовецких отрядов, впервые вступили в бой с пруссами и победили. Так случилось чудо: тевтонцы сражались не только за свою покровительницу, Святую Деву Марию, но и за от рождения русскую княжну Агафью Святославовну.

Как утверждает Анатолий Павлович Бахтин, в том же 1226 году, в присутствии епископов Гюнтера Мазовецкого, Михаэля Куявского и Кристиана Прусского, с согласия Агафьи и сыновей Болеслава, Казимира и Земовита был составлен документ о передаче ордену земель Хелмской и Любавы с отказом от всех прав и притязаний. После этого рыцари начали подготовку к походу, который стартовал в 1231 году с основания Германом фон Балка крепости Торн (совр. Торунь, Польша).

-5

По мере продвижения тевтонцев по прусским землям, становилось понятно, что рыцари строят собственное государство, а это являлось политическим провалом Конрада I. Войны внутри страны тоже не приносили финального победного результата, что приводило к негативной оценке политики правителя – с одной стороны, и его личной излишней агрессивности – с другой. На этой почве Конрад с Агафьей даже накликали на себя проклятье, совершил ужасное преступление.

Конрад - третий слева, рядом - Агафья.
Конрад - третий слева, рядом - Агафья.

В 1239 году супруги заставляют сына Казимира I Куявского заключить политический брак с Констанцией, дочерью Генриха II Набожного – князя Нижней Силезии и Великой Польши, которого откровенно недолюбливали в Мазовии. Поэтому против такого союза выступил учитель детей Конрада и Агафьи, Ян Чапла. По всей видимости, лично и в грубой форме, он выразил претензии от лица всех подданных правителю и его супруге, к тому же обвинив последнюю в предательстве и связи с врагами герцогства.

В гневе Конрад приказал предать Яна суду, который быстро признал его виновным и повелел казнить через повешенье. Но и на том истязания не закончились. Уже мёртвое тело не разрешили захоронить, а вывесили в Кафедральном соборе Плоцка.

В городе пошёл слух, что сам приговор и последующее издевательство – дело рук Агафьи, которая имела на своего супруга поразительное и безграничное влияние. За преступление в народе её прозвали второй Иезавелью - нарицательное имя для богоотступниц, женщин гордых и сластолюбивых.

Новость о казни настолько поразила население Мазовии, что Архиепископ даже наложил проклятие на супружескую пару и запретил любые формы церковных служб по всему княжеству. Конрад стад изгоем не только для своих родственников, но и для всего народа, а что страшнее всего – для воевод. Он вынужден был отправиться в Архиепископство для молитв и получения прощения за себя и супругу, предоставив священникам существенные привилегии.

Образ Агафьи - в верхнем левом углу.
Образ Агафьи - в верхнем левом углу.

Кроме того, Конрад профинансировал два подарка для Плоцкой церкви, известные как «Патен и Чаша Мазовецкого» (пол. Patena i kielich Mazowieckiego), на которых изображена Агафья с мужем и старшими сыновьями. Точная дата смерти Агафьи, русской княжны при Мазовецком троне, подарившей Тевтонскому ордену прусские земли, не определена, но известно, что она лишь на несколько месяцев пережила своего мужа Конрада, скончавшегося в августе 1247 года. Почти как у Александра Грина: «Они жили долго и умерли в один день».

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.