Сразу вспоминаю фразу из фильма "Ландыш серебристый" про духи. Правда, я её немного меняю: "Захорони ты эти самокаты, как радиоактивные отходы!"
Всё больнее мне становится ходить в наши прекрасные парки. Всё больше малышей и всё в более раннем возрасте родители ставят своих чад на самокаты и вручат им беговелы.
Все грамотные специалисты по двигательному развитию, все реабилитологи
кричат о вреде, рассказывают о сложно поправимых последствиях.
А родители будто не слышат.
Или не хотят слышать разумные доводы. Поставил ребёнка на самокат, вручил беговел, он сам себя и развлекает какое-то время. Свобода...
Теперь чётко и коротко по сути.
Обратите внимание, что каждый пункт основывается на законы биомеханики, психического и моторного развития ребёнка раннего возраста.
Все процессы формирования тела и движений ребёнка "зашиты" в структурах среднего мозга, так называемых, "Схем тела".
Эти "Схемы тела" начинают распаковываться с момента рождения:
- когда мозжечок начинает ощущать гравитацию
- в строгой последовательности этапов
- в строгих временных (не очень узких) рамках
- с учётом всех внутренних факторов (напряжения и укорочения в теле, воспалительные процессы, нарушения в структурах головного мозга, последствия родовых травм и т.п.
- с учётом всех внешних факторов, ведь организму нужно подстроиться в те реалии, в которые он пришёл
- каждая мышца и связка подключаются к общей системе и включаются в работу в строгой последовательности
- каждый этап подключения и включения требует строго определённых условий, стимуляций движения для качественного протекания этих процессов
Так вот, зная эти этапы и нормы,
наша ЗАДАЧА ДАВАТЬ ребёнку то, что требуется его организму на каждом из этапов и ОГРАЖДАТЬ от травмирующих факторов.
В первый год жизни
идёт очень сложный и многосоставной процесс вертикализации, т.е. процесс сопротивления гравитации для постановки тела в опору на 2 конечности. Но, сейчас не о нём.
С 1 до 3х лет идёт наработка шага
- Не толчка с косотазием и блокированием позвоночника!!!
- Именно симметричного шага с горизонтальными осями тазового и плечевого пояса, с ровным и хорошо подвижным позвоночником.
- Нарабатывается ротационная функция позвоночника в шаге.
- Происходит синхронизация всех миофасциальных цепей (система тренсегрити Майерса) координируются в натяжениях все связки, сухожилия, оболочки мышечных волокон для возможности удержать вертикальное положение в шаге.
- И мягкий, и жёсткий скелеты тела должны центрироваться относительно вентральной оси (внутренней, в которую включены и все внутренние органы) и оси позвоночника.
- Идёт очень активное формирование и развитие сводов стопы. Весь её колоссальный связочный аппарат старается подстроить всё то, что происходит сверху к той опоре, по которой ходит.
- Активно стараются принять рациональное положение и коленный с тазобедренным суставами, и суставы самого тазового кольца.
- И ещё много других, так сказать, мелких ювелирных подстрочных процессов.
- А ещё НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что на основе двигательного развития развиваются и все когнитивные свойства мозга и психики.
- В большей части и на базе двигательного развития к 3ём годам полностью формируется личность ребёнка.
С 3х до 5ти лет идёт стабилизация "цементирование"
всего того, что сформировалось в теле на предыдущем этапе и встревание этого в психические функции. Активно окостеневает скелет и упрочняется сухожильно-связочный аппарат.
Этот процесс тоже очень ЧУВСТВИТЕЛЕН к нарушениям и ТРЕБУЕТ симметричности и свободного шага. Происходит усовершенствование двигательных актов в шаге, беге и лазании при непосредственно контакте тела с опорой.
Скорость результата
Для коррекции мы выполняем гимнастику всего по несколько минут в день и видим результат.
Точно также за несколько минут в день мы можем получить результат от патологической активности, например, на самокате.
МОЗГ считывает каждое движение ребёнка, каждый посыл из окружающей среды, каждую эмоциональную реакцию и тут же встраивает их в тело и в психику.
Метаболизм, психические процессы и создание нейронных связей происходят у ребёнка в этого возраста в 7-8 раз быстрее, чем у взрослого. Важны каждая минута, каждое действие.
Что может получить ребёнок в результате катания на САМОКАТЕ или БЕГОВЕЛЕ, даже всего по несколько минут в день.
Идём снизу вверх и от частного к общему:
- Распластывание сводов стопы и напряжение по задней поверхности голени за счёт толчка.
ИТОГ: вальгус / плоскостопие, хождение на носочках, формирование стабилизирующих стопу напряжений в тазу и крестцово-поясничном сочленении. - Нарушение в формировании натяжений по всем суставам ног и ТБС.
ИТОГ: кривые ноги, истирания суставных поверхностей, боли и т.п. - Искривление и блокировки суставов таза из-за не симметричной, тем более толчковой нагрузки
ИТОГ: разная длина ног, искривление позвоночника, смещение оси плечевого пояса, плюс дисфункции по внутренним органам малого таза. - Формирование напряжения, чаще одностороннего, в пояснице, т.к. толчок происходит именно за счёт ей мышц, а не брюшины.
ИТОГ: поясничный гиперлордоз, выпячивающийся расслабленный живот с возможными грыжами. - Конечно, верх тела и шея тоже получат свою долю ответных / компенсаторных искривлений и смещений.
- Искривится и положение и грудо-брюшной диафрагмы в ответ на изменение положения таза.
ИТОГ: К ней сверху и снизу крепится много внутренних и все они могут страдать. Она меняет геометрию рёбер, которые тянут за собой. - Позвоночник от толчковой, ещё на беговеле, отягощённый сидячим положением лишается нормальной ротационной функции, т.е. нормального вращения позвоночника в шаге от затылочной кости до самого крестца.
ИТОГ, поврете, очень плачен. - ВАЖНО ещё понимать, чем больше нарушений и напряжений в опорно-двигательном аппарате, тем меньше у нервной системы ресурса для когнитивных процессов.
Тем ниже способность к концентрации и удержанию внимания, тем слабее память, там ниже способность к восприятию и анализу информации, тем выше раздражительность и общая напряженность, тем сложнее идёт формирование речевой функции и т.п.
ДА, дети ВИДЯТ и тоже ХОТЯТ.
Но они и пальцы в розетку засунуть хотят, и на встречу движущейся машине побежать. Но вы же им почему-то не позволяете.
Замените эти катания тем, что развитию малыша действительно нужно в этом возрасте
- самостоятельное шагание по ровной поверхности и пересечённой местности без поддержек
ДА, долго - зато здоровье - падения на попу и самостоятельные вставания
- шагание сначала вверх, а потом и вниз по наклонным поверхностям и по ступенькам
- перешагивания через преграды
- различные лазания, залезания вверх, перелезания, подлезания
- приседания, игра в присяде и вставания из приседа
- дотягивания вверх за предметами
- бег до цели по разным поверхностям
- бег по кругу и с изменением траектории
- все вышеперечисленные процессы ещё и с предметами в руках
Можно, но не обязательно, ещё создавать и специальные развивающие, тренирующие, корректирующие вертикальные положения из которых ребёнок будет производить разнообразные действия дома и на улице.
Вот сколько всего нужно! 👆
Но это требует активного участия родителя.
❓ Вы готовы потрать немного времени сейчас, чтобы НЕ тратить массу и времени, и сил, и нервов, и средств потом, разгребая последствия?
❓ Или лучше пусть сам развлекается самокатом и беговелом?
КАК всю эту активность можно ПОМОЧЬ ребёнку создать и реализовать более ГРАМОТНО, обязательно напишу в следующих статьях.
Ну, хоть кто-то ещё услышал меня?
🔊 ОТЗОВИТЕСЬ, дорогие заботливые родители!
✍ ПОСТАВЬТЕ в комментариях, хотя бы "➕" или фразу типа "я в теме", "гуляем своими ногами"
👍 ОТПРАВЬТЕ, нажав на стрелочку под статьёй, тем, кто ещё не в курсе.
Продолжение темы